За Синие горы, за белый туман... » новости Екатеринбурга и УрФО

За Синие горы, за белый туман...

25-12-2012, 08:00
За Синие горы, за белый туман...
Фото:

На экраны Екатеринбурга вышел первый фильм долгожданной фэнтезийной трилогии

Представим себе на секунду, что не было никакого «Властелина Колец». Никогда. Он нам приснился в цветных «3-дэшных» снах. Мы счастливо живём в своих трёхкомнатных норах с видом на палисадник, курим трубочку на завалинке, едим плюшки и составляем список гостей на день рождения. И случайному прохожему на улице, назвавшему нас по имени, рассеянно цедим «Доброе утро». Поднимаем глаза и мучительно соображаем, где мы видели раньше эту хитрованскую физиономию. И тут с нами случается натуральное дежавю. Примерно такое же, что и со зрителями фильма «Хоббит. Неожиданное путешествие», снятого по мотивам культовой толкиеновской сказки.

Новому суперпроекту Питера ДЖЕКСОНА (более известного у киноманов под кличкой ПиДжей) заранее предрекали провал. Мол, в одну реку нельзя войти дважды. Сотворить ещё раз такую же феерию, какую он умудрился отчебучить 10 лет назад с «Властелином Колец», — анриал, как говорят обитатели интернет-форумов. А клепать ремейк своего же шедевра — дело скучное. Тем более что стартовый материал куда как менее эпичен и пафосен, чем знаменитая трилогия о Кольце Всевластья.

Изложить синопсис можно в трёх фразах. Жил-был хоббит. Однажды к нему явились 13 отмороженных гномов-бомжей во главе с хулиганистым волшебником и попросили поработать взломщиком. Он сдуру согласился. В итоге поимел себе немалый геморрой: отмахал пешком через всё Средиземье, побывал в лапах троллей, чудом спасся от гигантских пауков, познакомился с бывшим соотечественником, любителем рыбы и загадок, помог победить огнедышащего дракона, вернулся и написал книгу. Весёлая и незатейливая детская сказка. Так ведь? Так, да не так.

Начнём сначала. А вначале Эру Илуватар сотворил Вселенную. Потом Мелькор украл Сильмариллы и сбежал в Белерианд. За ним погналась армия эльфов, в результате чего все умерли, Белерианд был затоплен, Мелькор посажен на цепь, а эльф Келебримбор отковал 20 колец — эльфам, гномам и людям. И одно, всесильное, — властелину Мордора. Опять непонятно, причём здесь маленький хоббит Бильбо Бэггинс?

В том-то и коварство толкиеновского трансмифа: невозможно выдрать из него один маленький кусочек и заставить жить самостоятельной жизнью. Этот кусочек обязательно пустит корни и обрастёт гиперссылками. Мы можем ничего не знать о том же Келебримборе — но именно он, согласно сюжету, создал Кольцо. Которое надел Саурон, которое отнял у Саурона Исильдур, который потом утонул, а Кольцо нашёл Смеагол. Смеагол стал Голлумом, Голлум повстречал Бильбо, Бильбо украл Кольцо и принёс его в Шир. И не случись этого забавного криминального эпизода — не было бы «Властелина Колец», сюжет которого сегодня известен каждому школьнику. Поэтому Питер Джексон и сценарист Гильемо дель ТОРО (постановщик «Хеллбоя» и «Лабиринта Фавна») и напичкали сюжет своего «Хоббита» бессовестными визуальными цитатами из «Властелина» — цитатами, вызывающими у киноманов приступ телячьей радости узнавания, а у прочей публики — облегчённый вздох: «Вот теперь всё понятно!» Включая пролог, в котором юный, ещё не нюхавший Кольца Фродо Бэггинс подшучивает над дядюшкой Бильбо и лениво пролистывает утреннюю почту. День рождения же на носу. Тот самый, роковой день рождения Бильбо, с которого стартовал 10 лет назад сюжет пи-джеевского «Властелина». Включая отсутствующую в тексте «Хоббита» сцену Белого совета — с полным набором персонажей из «Властелина». И ничего удивительного в этих самоцитатах нет. Мир-то один. История — одна. Сюжет закольцован. Просто юмора стало чуть больше, диалоги — чуть живее, эффекты — ещё более крышесрывающие (благодаря экспериментальной технике съёмки «48 кадров в секунду»), а герои — очень похожие на нас с вами.

А это — самое главное. Не эпично-монументальные, как во «Властелине». А родные и близкие. Что слегка аутичный маг Радагаст (Сильвестр МАККОЙ), ездящий на кроликах, любящий ёжиков и вызывающий неудержимые ассоциации то ли с дедом Мазаем, то ли с Кузьмичом из «Особенностей национальной охоты». Что Торин Дубощит (Ричард АРМИТАЖ) — король без королевства, правильный пацан и суровый воин гномского спецназа с болью в глазах и печатью неминуемой смерти на челе. Что старина Гэндальф (Йен МАККЕЛЕН, разумеется) — этакая шкатулка с секретами, тёмная лошадка, по замашкам вроде бы фраер и лузер — но только на первый взгляд. Умеете шишки в бомбы превращать? Вот. А Гэндальф умеет. Что Голлум (Энди СЁРКИС), разгадывающий загадки Бильбо с таким неповторимо-страдальческим выражением на лице, что зрители валятся от хохота под кресла. Что главный герой, Бильбо Бэггинс (Мартин ФРИМЕН) — типичный такой домосед-британец, май хоум — май фортрес, который не хотел становиться бродягой, вором и воином — но пришлось. И если Фродо пришлось, потому что «галактика в опасности», то Бильбо — просто потому, что это последний шанс вырваться из душных объятий мертвящей повседневности. Повседневности куда более страшной, чем когти варгов и ятаганы орков. От которой хочется волколаком взвыть, а потом рвануть среди ночи куда глаза глядят, «за Синие горы, за белый туман», как в гномской песне поётся. Знакомое чувство?

Скажем прямо: ПиДжей в очередной раз совершил подвиг. Стоимостью 180 миллионов долларов и продолжительностью 9 часов экранного времени, включая ещё не вышедшие на большой экран вторую и третью серии. В чём подвиг? Да прежде всего, в том, что Джексон, в очередной раз поразив капризного зрителя фейерверком спецэффектов, от которых кровь в жилах леденеет, а волосы на голове встают дыбом даже у самых твердокаменных, сумел, охальник такой, бережно, почти дословно, перенести в цифровой формат всю магию толкиеновского текста. Включая его искромётный юмор, незабываемые гномские песенки про тарелки и Синие горы и троллей-кулинаров, со звериной серьёзностью рассуждающих у костра, на котором жарятся гномы, о преимуществах шалфея и мелиссы в качестве приправы. И на грани фола — ехидную реплику Сарумана про грибы, которыми злоупотребляет Радагаст. И уморительно смешную гонку по пересечённой местности на кроликах. И, конечно же, знаменитый поединок на загадках между Бильбо Бэггинсом и Голлумом. И полные нечеловеческой боли, ужаса и отчаяния глаза Голлума, уже знающего ответ на вопрос «Что у мерзкого хоббитца в карманцах?»

Кольцо у него в карманцах. То самое. Без которого не было бы похода Фродо и Сэма к Роковой горе, трёх полноформатных блокбастеров, триллионных кассовых сборов, 17 «Оскаров» и прочих

«мелочей жизни», из-за которых Питеру Джексону теперь будет очень сложно умереть в забвении.

Наша справка

Сказка «Хоббит, или Туда и Обратно» была написана Джоном Роналдом Руэлом ТОЛКИЕНОМ в 1937 году. Это — первое изданное произведение всемирно известного писателя и лингвиста. По преданию, директор издательства Allen & Unwin, в которое Толкиен отнёс рукопись «Хоббита», отдал её на рецензию своему десятилетнему сыну. Мол, если ребёнку понравится — печатаем. Ребёнку понравилось. В итоге сказка вышла в свет, была переведена на десятки языков, а в 1977 году по её мотивам был поставлен полнометражный мультфильм. Попытки киноэкранизации «Хоббита» предпринимались дважды — и оба раза в Советском Союзе, но безуспешно.

erid: erid: