Запрещать запрещено! » новости Екатеринбурга и УрФО

Запрещать запрещено!

7-03-2013, 08:00
Запрещать запрещено!
Фото:

Помните недавнюю историю — точнее, истерию, — связанную с книгой Ксении ДРАГУНСКОЙ «Целоваться запрещено»? Общественный фонд «Уральский родительский комитет» обнаружил в этой книге, адресованной школьникам средних классов, «призывы к насилию, суициду, разврату, безнравственности» и прочий ужас-ужас-ужас. Активисты комитета так возбудились, что потребовали изъять сомнительное с их точки зрения издание из библиотек и книжных магазинов, обратились в прокуратуру и к защитникам прав детей, подняли шум в средствах массовой информации…

Эту историю вспоминали на недавнем круглом столе под названием «Информационная безопасность детства, или Запретные темы в детской художественной литературе», организованном городской педагогической Ассоциацией учителей русского языка и литературы при поддержке управления образования администрации Екатеринбурга. Встреча происходила в гимназии № 104 (ул. Лермонтова, 11, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАЙОН). Участниками беседы были педагоги-словесники из екатеринбургских школ, преподаватели вузов, сотрудники ведущих библиотек, известные писатели и критики.

Урал — территория мракобесия?

У книжки Ксении Драгунской, собственно, один недостаток, и тот на счету не писательницы, а издателей. Добрые и смешные рассказы для 10—12-летних объединены под одной обложкой с пьесами и киносценариями, которые стоит читать людям более-менее взрослым, обладающим жизненным опытом и некоторой мудростью. Но чтобы узнать об этом, книжку следовало прочитать. Что и сделала часть екатеринбуржцев, узнав об этом сборнике благодаря поднятому вокруг него скандалу (были бы активисты «Уральского родительского комитета» попредприимчивей, могли бы заключить договоры с книжными издательствами и регулярно ругать и таким образом рекламировать их продукцию). Другая часть горожан осудила книгу не читая. По мнению участников круглого стола, этих вторых оказалось в разы больше.


Светлана ЛАВРОВА: «За доброе имя писателей обидно». Фото: Мария КОНОВАЛОВА.

— Когда отзывы о книгах подаются так некритично и агрессивно, это опасно для доброго имени писателей, — сказала известная детская писательница и врач-нейрохирург Светлана ЛАВРОВА. — Вот пример, как подобные сведения доходят до людей. Медсестра, которая работает со мной в кабинете, говорит: «У вас там в детской литературе такое творится! Я слышала, что какая-то дочка писателя написала пьесу, в которой девочка говорит, что надо взять автомат и расстрелять всех с крыши». Я оскорбилась за Ксению Драгунскую до предела. Говорю: «Знаете, что там написано дальше? Девочка говорит, что хочет убить тех, кто убил её собаку». Медсестра, сама собачница, тут же воскликнула: «Вот и правильно!».


Ольга КОЛПАКОВА: «Мракобесие вызывает тревогу». Фото: Мария КОНОВАЛОВА.

— Меня беспокоит то, что после появившихся в прессе оскорбительных заголовков о необходимости запрета книг от средств массовой информации не последовало никакой другой реакции, — поделилась писательница Ольга КОЛПАКОВА. — Нам было представлено однобокое видение ситуации. Это вызывает недоумение, ведь после подобных заявлений формируется общественное мнение, и многие родители, получив искажённую информацию о книге, соглашаются с тем, что необходимо книгу изъять и запретить. По взмаху руки каких-то малограмотных людей принимаются решения для всего общества. За работой нашего круглого стола наблюдают многие писатели, которые увидели Урал с непривычной, неприглядной для них стороны, как территорию мракобесия. Это и вызывает тревогу.


Марина ИВАШИНА: «Кто запрещает книги, не читал их». Фото: Мария КОНОВАЛОВА.

Заместитель директора Свердловской областной библиотеки для детей и юношества Марина ИВАШИНА напомнила, что под прицел запретителей из комитета попала и книга израильского писателя Давида ГРОССМАНА «С кем бы побегать».

— Это одна из лучших книг, появившихся за последние годы, лауреат нескольких премий, она включена в список внеклассного чтения во многих странах мира, — рассказала она. — В ней говорится о 15-летней девочке, которая спасает своего брата, талантливого скрипача, от наркомании. Родители отвернулись от сына-наркомана, он угодил в притон, который содержит мафия, эксплуатирующая талантливых музыкантов в своих целях, а сестра выкрала его, чтобы он смог «переломаться» и начать новую жизнь. Книга замечательно написана и ничего запретного не содержит. Люди, которые вознамерились её запретить, просто её не читали — они среагировали на то, что кто-то им сказал: она о наркоманах. Нельзя выбирать книги или отказываться от них по указке таких людей.

Логика запрета и культура выбора

При желании призывы ко всяким безобразиям и преступлениям можно усмотреть во многих произведениях из обязательной школьной программы по литературе. Из «Преступления и наказания» можно вычитать совет охотиться с топором на престарелых деятельниц теневого бизнеса. «Евгений Онегин» может научить решать любовные затруднения путём перестрелки. «Тарас Бульба» вообще способен загреметь по статье, карающей за разжигание межнациональной розни. От излишне пристального внимания запретителей их спасает статус великих классических произведений и тот факт, что со времён собственной учёбы в школе активисты успели эти книги изрядно подзабыть. А за творениями современных писателей выслуги веков не числится, и их легко поднять на вилы.

Чем же руководствуются люди, призывающие запретить ту или иную книгу?


Мария АЛЕКСЕЕВА: «Родители стремятся погрузить ребёнка в собственный миф о детстве». Фото: Мария КОНОВАЛОВА.

— Когда у взрослых возникает желание запретить, уберечь, охранить, действует тот внутренний страх за ребёнка, который всегда есть у родителей, — уверена доцент кафедры русской литературы филологического факультета УрФУ Мария АЛЕКСЕЕВА. — С другой стороны, собственное детство всем кажется добрым и счастливым, и это создаёт у родителей миф о детстве. Они стремятся погрузить ребёнка в свой собственный детский миф. Этим определяются все рекомендательные списки для внеклассного чтения — в них то, на чём выросли мы и более старшие поколения. А когда современный ребёнок берёт эти книги, у него начинаются другие процессы. У него работает другой механизм восприятия. То, что нас пугает, его может просто насмешить или оставить равнодушным.


Елена КВАШНИНА: «Что нас печалит, детей может насмешить». Фото: Мария КОНОВАЛОВА.

В доказательство её слов ведущая круглого стола, заместитель директора по учебно-методической работе школы № 68 и руководитель ГПА учителей русского языка и литературы Елена КВАШНИНА предложила собравшимся вместе почитать книжку-картинку Ютты БАУЭР «Однажды мама ругалась». Герой книжки, симпатичный пингвинчик-подросток повествовал: «Сегодня мама так на меня накричала, что меня разорвало на части. Швырнуло голову в небо, живот забросило в море, крылья пропали в джунглях, клюв потерялся в горах, а хвостик упал где-то в городе…» «Как вы себя после этого чтения чувствуете?», — поинтересовалась ведущая. Участники встречи смущённо отводили глаза — кто из родителей без греха? «А мои пятиклассники над этой книжкой очень смеялись», — сказала Квашнина.

— Дети не понимают метафор, — заметила учитель русского языка и литературы из школы № 44 Татьяна КОПТЯЕВА. — «Рыжая пьеса» Ксении Драгунской, вызвавшая такую реакцию со стороны «Уральского родительского комитета», потрясла меня тем, что в ней никто из родителей не видел, в каком мире живут их дети, какой мир окружает подростков. Я прочитала её как историю о любви, о том, что каждый из подростков мечтает быть любимым. Мне показалось, она о том, что детям сегодня не хватает любви и нежности, в том числе и родительской, доброты и понимания. Дети её так не воспринимают. А из взрослых, которые осуждали пьесу, приводя из нее цитаты о суициде и насилии, никто, к сожалению, не заметил строк, которыми пьеса заканчивается: «А всё-таки жить на свете здорово!».


Нина БАРКОВСКАЯ: «Как филолог, я против запретов на книги». Фото: Мария КОНОВАЛОВА.

— Взрослые часто сами склонны оценивать книги с позиции наивного реализма и заявлять, что ребёнок будет делать то, о чём прочитал в книге, — высказалась доктор филологических наук, профессор УрГПУ Нина БАРКОВСКАЯ. — Я понимаю родителей: они травмированы своим жизненным опытом и тем негативом, которых их сейчас окружает. Они хотят детей уберечь. Но мы же не можем всё время держать детей под стеклянным колпаком. Как филолог, я считаю, что запретов на книги вообще быть не должно. Я категорически против всяких запретов книг, потому что от этических запретов до политических один шаг. Существует огромный массив так называемой возвращённой литературы, которая не издавалась в советские времена. А ведь она могла и не вернуться. Когда речь заходит о том, что какую-либо книгу намерены запретить, сразу хочется спросить: «А судьи кто?» Если есть сомнения в качестве и нравственном посыле книги, надо составлять экспертную комиссию. К тому же книгу покупает не сам ребенок, ему предлагает прочитать то или иное произведение взрослый. Значит, взрослый и должен определить, нравится ему книга или нет, стоит ли её читать ребенку. Кроме того, юного читателя нужно учить думать над книгой. Ведь художественное произведение нельзя воспринимать как истину в последней инстанции, а для этого необходимо понимать такую вещь, как условность литературы. Мы должны учить культуре выбора книги. Пусть всё будет в свободном доступе, человек сам решит, что ему читать.

Что бы детям почитать?

Елена Квашнина напомнила, что на сайте министерства образования размещён рекомендательный список для внеклассного чтения «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации». В пояснительной записке к нему говорится: «Не стоит придавать принципиальное значение числу 100, оно используется для удобства. Мы полагаем, что в каждом регионе списки могут и должны быть дополнены за счёт 30 наименований, отражающих региональную специфику чтения. Не менее важно, чтобы каждый школьник вместе со своей семьёй и педагогом мог дополнить список своим перечнем, например, из 20 книг».

— Какие, по-вашему, книги могут входить в этот перечень внеклассного чтения? — спросила ведущая.

Марина Ивашина заметила, что такой список не может быть составлен для всех — что хорошо одному ребёнку, то не подойдёт другому. Однако у каждого из участников встречи нашлись свои высокопрофессионально продуманные рекомендации. Ольга Колпакова, выступая от имени всего писательского содружества, представила солидный список книг современных российских и зарубежных авторов. В нём нашлось место приключенческим и фантастическим произведениям, повестям на исторические темы и сказкам, книгам о взаимоотношениях детей друг с другом и с родителями, о первой любви, о конфликтах в школе и о многом другом. Нина Барковская предложила включить в список книгу Дины САБИТОВОЙ «Где нет зимы»: «В ней не только затрагивается тема сиротства, но и поднимаются вопросы, в чём заключается истинная интеллигентность, при каком условии талант ребенка может реализоваться, а при каком он только погубит человека, что значит «дом», каким он должен быть. По-моему, основная идея этой книги — в доме должен быть мужчина».

— Чтобы помочь ученику составить личный список для чтения, педагогу надо бы самому хорошо ориентироваться в книжном море, — заметила Квашнина. — Недавно в журнале «Литература в школе» было опубликовано письмо учителя из Москвы: «Учитель-словесник сам мало читает, современной литературой не интересуется. У него мало времени, а учебных часов не хватает и на классическую литературу, не то что на современную».

— Здесь может помочь сайт издательства «Гранд-Фаир», — посоветовала Марина Ивашина. — На нём ежегодно формируется список «100 новых книг для детей и юношества». Книги представляют лучшие российские эксперты, критики, библиотекари, психологи. Если книга спорная, об этом говорится прямо, и это даёт юным читателям пищу для раздумий, материал для самостоятельной духовной работы. Существует ещё издательство «Розовый жираф». Его основатели объединились для того, чтобы издавать хорошие книги для своих детей. Они сами разыскивают и переводят книги, издают в год около двух десятков избранных произведений. Увидите на книге надпись «Розовый жираф» — знайте, что это знак качества.

Как сотрудник библиотеки, Ивашина прекрасно знает, какие книги пользуются у детей наибольшим спросом: «Жизнь сверстников, взаимоотношения ребят, дружба, предательство, травля в школе — эти темы вызывают максимум внимания. Жюри всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и подростков «Книгуру» состоит из ребят 10—16 лет, и именно такие книги эти судьи оценивают выше всего».

Так что не следует считать современных детей оранжерейными растениями, готовыми завянуть, когда с книжных страниц на них повеет живой жизнью. Одна из участниц «круглого стола» поделилась коротенькой историей, показывающей, что дети куда умней и духовно крепче, чем думают о них взволнованные взрослые.

— Я дала старшеклассникам задание прочитать рассказы Людмилы ПЕТРУШЕВСКОЙ, а потом спохватилась: «Наверное, это страшноватые, мрачные произведения, зря я вам их задала». Ученики ответили: «Они очень жизненные. Из нас и так растят эгоистов. Те книги, которые вы нам даёте разбирать, заставляют нас сострадать, учат думать».

Школьников — в эксперты

Чтобы педагогам было легче разобраться в литературном многообразии, ГПА учителей русского языка и литературы решила ежегодно проводить семинары по теме «Обзор книг для детей и юношества», на которых рекомендовать учителям современные художественные произведения для внеклассного чтения и для проведения Всероссийского урока чтения, а также организовывать встречи с писателями. А питомцы этих педагогов получат возможность поддержать любимых авторов и даже, быть может, повлиять на издательский процесс — екатеринбургских школьников будут привлекать к участию в конкурсе «Книгуру» и премии имени Владислава КРАПИВИНА в качестве экспертов.

erid: erid: