Экономика страны: опереться на точки роста » новости Екатеринбурга и УрФО

Экономика страны: опереться на точки роста

23-07-2013, 08:00
Экономика страны: опереться на точки роста
Фото:

Как заявил на днях замминистра экономического развития Андрей КЛЕПАЧ, в его ведомстве надеются, что июнь с. г. стал последним месяцем стагнации российской экономики и уже в июле должен обнаружиться её рост. «На дно экономика уже опустилась, а во втором полугодии ускорение поддержат инвестиции», — цитируют Клепача информагентства.

Справедливости ради скажем, что по цифрам голой статистики падения вроде никакого и нет: в июне российский ВВП дал прирост в 1,5%, во II квартале — 1,9%, за I полугодие — 1,7%.

Но, во-первых, эти отчётные данные значительно ниже прогнозных значений (при формировании бюджета Минэкономразвития рассчитывало, что ВВП прирастёт в годовом исчислении на 3,6%, затем в апреле сделали корректировку на понижение — до 2,4%); а во-вторых, такие учитываемые в экономике параметры, как сезонность и инфляция, выводят российский ВВП на нулевой рост.

Топчемся на месте — это ещё мягко сказано. Как наглядно представлено отчётностью Росстата о внешнеторговом балансе страны, экспорт в 2013 году составляет всего 94,8%, причём просели мы и по нефти, и по металлам, по удобрениям etc; импорт же, наоборот, вырос — 102,8%. Это видно и по инвестициям в основной капитал. Они составили в годовом выражении 96,3% (Минэкономразвития). «Динамика инвестиций оправдывает скорее пессимистичные прогнозы, чем умеренные», — признал Клепач. Минэкономразвития подтверждает и свой прогноз бегства капиталов: по итогам 2013 года из страны будет выведено денежных ресурсов в объёме 50 млрд. долларов.

Конечно, объективных причин у плохих наших экономических показателей хоть отбавляй. Наш основной торговый партнёр — Европа, в которой спад. Если мы хотим минимизировать эту зависимость от зарубежных экономик, надо посмотреть на наши внутренние проблемы под ракурсом поиска потенциальных точек роста, которые могли бы в целом перезагрузить российскую экономику.

Не секрет, что в России такие точки роста есть, одним из локомотивов экономического роста уже давно считается Екатеринбург. Скажем, широкая диверсификация экономики Екатеринбурга не дала городу упасть в кризисные 2008—2009 годы, потери если и были, то весьма незначительные, и мы быстро восстановились — быстрее, чем нефтегазовые анклавы и финансовые центры, какими считаются Москва и Санкт-Петербург.

Вот и сейчас, на фоне общей стагнации российской экономики, экономика Екатеринбурга даёт невиданные темпы прироста. Индекс промышленного производства в Екатеринбурге в этом году уже составил, по данным мэрии, 109,8%; инвестиционная привлекательность екатеринбургской экономики столь велика, что рост только иностранных инвестиций в годовом исчислении составляет 120% (в прошлом году, напомню, в город пришло иностранных инвестиций в объёме более 1,1 млрд. долларов США!), а рост инвестиций в основной капитал по всему спектру муниципальной экономики составляет 170% (!) к их объёмам 2007 года. В России немного мест, куда с таким удовольствием идут инвесторы.

Отдельно строит отметить, что Екатеринбург не только производит, но и потребляет: розничный товарооборот за год у нас составил более 600 млрд. рублей и стремительно растёт год от года. А ведь внутренний спрос — одно из необходимых условий роста экономики.

Соответственно, и государство могло бы в своей промышленной, экономической политике эти моменты учитывать. Сколько лет мы говорим о необходимости формирования в России инновационной политики, опирающейся на малое и среднее предпринимательство, что позволило бы наращивать ВВП не за счёт только продажи энергоресурсов, но и посредством интеллектуального потенциала, создания «умной» экономики передовых технологий. Получается пока, если честно, не очень. Между тем возможности, отведённые нам для этого исторической судьбой, год от года тают. Неумолимо подходит к концу золотая пора, когда нефтегазовые ресурсы приносят огромные доходы. Сами эти ресурсы заканчиваются, их добыча обходится всё дороже. Под давлением сверхцен развитые страны переключаются на другие источники энергии, и потребление нефти и газа будет в мире, скорее всего, падать.

Значит, простора для ошибок и дополнительных попыток всё меньше.

А ошибок этих по большому счёту две. Первая — очаги «новой экономики» пытаются создать с нуля, со всеми вытекающими из этого высокими затратами на становление, высоким риском того, что очередной проект окажется несостоятельным. Вторая ошибка — под давлением региональных и отраслевых элит, из страха социальной напряжённости деньги закачиваются в города и предприятия, у которых перспектив в плане новой экономики нет никаких. Это вообще не инвестирование денег, а их проедание.

Гораздо разумнее было бы поддержать федеральными инвестициями точки, где значительные успехи уже достигнуты. В числе которых и Екатеринбург. У нас уже сегодня действуют 8 технопарков, 4 промышленных парка и 4 бизнес-инкубатора, где находятся десятки новых производств, продукция и технологии которых считаются прорывом в будущее, где задействованы уже тысячи человек. Прибавьте к ним десятки других инвестфондов и стартапов, работающих независимо. В значительной части случаев они вообще не просят от государства прямых вливаний. Что им нужно? Город, удобный для работы и комфортный для жизни. Тот же самый социальный заказ в целом у «творческого класса» — работников и собственников предприятий новой экономики.

Прибавьте к этому то, что город является образовательным и культурным центром: каждый десятый екатеринбуржец — студент. Так что вложения в город — это вложения в подготовку кадров, которые здесь получают дипломы и первый опыт работы по профессии. Если этот поток иссякнет, не только встанет экономика города — значительные кадровые сложности начнутся и в окрестных регионах, и в Москве.

Словом, нужна федеральная целевая программа развития уже сформировавшихся центров экономики будущего, крупных городов и наукоградов, в числе которых и Екатеринбург.

erid: erid: