Ограничения: незрелость общества и кондовые законы » новости Екатеринбурга и УрФО

Ограничения: незрелость общества и кондовые законы

25-10-2011, 08:00
Ограничения: незрелость общества и кондовые законы
Фото:

Зрелость общества, уровень его нравственности во многом определяются отношением к тем, кто обездолен, слабо защищён — скажем, способностью помогать инвалидам. Критерий уровня цивилизованности государства — как оно относится к старикам и тем же инвалидам, как их поддерживает. Увы, но факты безразличия к тем, кто немощен, циничного и наплевательского отношения даже к их законным нуждам не позволяют пока говорить, что в России состоялось цивилизованное общественно-государственное обустройство.

Чтобы молодые парни и девицы стайкой слетали с сидений, только завидев входящего в салон автобуса инвалида — из разряда фантастики. Куда чаще инвалидов обкрадывают на кухнях интернатов; немощные и безответные, они умирают от медицинского недосмотра; мошенники всех мастей добираются до их льгот и квартир; в чиновных кабинетах инвалидам строят всевозможные препоны...

Собственно, и вспомнило-то государство об инвалидах, по большому счёту, недавно: Россия лишь в 2009 году подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. А ведь инвалидов в России — более 13 миллионов (почти 10% всего населения страны!), из них 1 миллион — колясочников, 300 тысяч — слепых, более 100 тысяч — глухих. А ещё есть инвалиды по общему заболеванию, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и проч. И никто из тех, что ныне здоров, согласитесь, не застрахован, что может сам потерять здоровье, или в его семье родится ребёнок-инвалид…

Однако чтобы приобрести инвалидную коляску — добротного качества, чтоб передвижение не превращалось в муку, — или автомобиль, чтобы можно было ездить на работу, — надо, чтобы семь потов сошло в семидесяти кабинетах.

На инвалидов у нас принято смотреть, извините, как на обузу, и создать рабочие места для них в России — проблема. Специализированных артелей у нас немного (скажем, на территории огромной Свердловской области их насчитывает чуть более десятка). А под флагом якобы увеличения доходной базы бюджета недавно озвучивалась идея и вовсе убрать льготы для бизнеса, который трудоустраивает у себя инвалидов. Хотя работают у нас всего 3% инвалидов; в то время как в США — 25%, в Англии — 40%.

Думается, за подобные предложения следует наказывать как за антигосударственные деяния: и потому, что государство у нас по Конституции социальное, и обеспечивать социальную адаптацию власть обязана; и потому, что это подрыв экономической мощи страны: сколько могли бы добавить инвалиды в ВВП…

Недавно Президент Дмитрий МЕДВЕДЕВ на встрече с представителями общественных организаций инвалидов указал на важность формирования безбарьерной среды для инвалидов. Глава государства поручил соответствующим ведомствам подготовить предложения для решения проблемы с инвалидными колясками; обеспечить инвалидов автотранспортом — за счёт покупки личных автомобилей, создания служб социального такси; для организации рабочих мест и проч. Планируется провести президентский Совет по вопросам обеспечения прав инвалидов, чтобы выработать общие направления федеральной программы и изменений в законодательстве. «В нашем законодательстве настолько тупые и кондовые формулировки советского периода, что отражают представления об инвалидах ещё того государства, 70-летней давности. Во всём мире ничего подобного уже давно не используется», — констатировал Медведев.

В Екатеринбурге, надо сказать, проблемами инвалидов, созданием той же безбарьерной среды для них, озаботились давно, с 1998 года; но особо активно работа пошла с принятием Стратегического плана развития города. Например, как сообщили нам в мэрии, только за последние пять лет беспрепятственный доступ инвалидам-колясочникам обеспечили порядка 5 000 предприятий торговли и питания, учреждений культуры и здравоохранения, спортивных арен, все здания администраций районов и здание администрации Екатеринбурга. Переоборудуются пешеходные и подземные переходы и проезды; на ряде перекрёстков установлены светофоры со звуковыми сигналами. В жилом фонде пандусами оборудованы уже почти три сотни подъездов.

На муниципальных стоянках 10% мест выделено для хранения личного автотранспорта инвалидов. Екатеринбург — единственный город в Свердловской области, где подвижной состав общественного транспорта приобретается с учётом потребностей маломобильных граждан. В 2010 году 10% всех приобретённых автобусов были с пониженным уровнем пола и расширенной площадкой в районе средней двери; в 2011 году уже каждый четвёртый приобретённый муниципалитетом автобус будет низкопольным. Приобретаются автобусы, снабжённые световым табло с указанием номера и маршрута следования.

Кроме того, именно в Екатеринбурге впервые в отечественной практике предусмотрено при оформлении документов на аренду нежилых помещений обязывать арендаторов создавать условия доступности для инвалидов. Екатеринбург один из немногих городов России, где инвалиды имеют право на льготный (фактически бесплатный для них) проезд в общественном транспорте. И на днях глава администрации Екатеринбурга Александр ЯКОБ обратился к руководству региона с настоятельной просьбой погасить задолженности вышестоящих бюджетов, чтобы ветераны и инвалиды могли и далее пользоваться льготами в городском транспорте без ограничений.

Город намерен и дальше продолжать заботиться об инвалидах. Федеральные законодатели могут внести свою лепту, расширив возможности для этого.

erid: erid: