Бюджетный процесс: надо советоваться с людьми » новости Екатеринбурга и УрФО

Бюджетный процесс: надо советоваться с людьми

16-11-2013, 08:00
Бюджетный процесс: надо советоваться с людьми
Фото:

В четверг руководители двух крупнейших городов Свердловской области — глава администрации Екатеринбурга Александр ЯКОБ и глава Нижнего Тагила Сергей НОСОВ были гостями телеканала «41-Домашний» (ниже приводится изложение прозвучавшего в эфире).

А после студийного общения руководители двух главных городов Среднего Урала ответили и на вопросы журналистов других екатеринбургских СМИ.

В общем, факт, прямо скажем, сенсационный — и само совместное выступление, но главное, то, что позиции руководителей главных муниципалитетов региона и их оценки политики областной власти в бюджетном процессе практически полностью совпадают.

Думается, областным властям следует ещё и ещё взвесить все «за» и «против», работая над окончательным вариантом областного бюджета, и настроиться на конструктивный диалог с муниципалитетами, которые представляют непосредственно население области. К слову, за Якобом и Носовым и их командами — 42% всего населения Свердловской области.

Вопрос «ВЕ»

— Уважаемые Александр Эдмундович и Сергей Константинович, областное руководство говорит, что проект бюджета региона составлен по программному принципу. Вы, руководители муниципалитетов, видели эти программы, касаются ли они конкретно наших двух ведущих городов? Есть ли, так сказать, паспорта программ, где описана база, с которой стартуем, цель, которую требуется достичь, финансирование, описан ли эффект от будущего результата?

Александр Якоб:

— Все бюджеты должны иметь программно-целевой принцип формирования и субъектов Российской Федерации, и городов. В Екатеринбурге более 50 программ, их составляла администрация города вместе с депутатами городской Думы. Что касается государственных — областных программ, которых, если я правильно помню, 28, мы подавали в них заявки, а вот что вошло, я не знаю. Сейчас в рамках согласительных комиссий, я надеюсь, будут раскрыты эти программы, раскрыты расшифровки по объектам. Надеюсь, что в этих программах есть те самые 7 млрд. рублей (на такую сумму бюджет Екатеринбурга 2014 года уменьшен по отношению к бюджету-2013 — В.Т.)


Минус 7 млрд. рублей для Екатеринбурга — это очень много (практически четверть бюджета)… Фото: Антон БУЦЕНКО.

Сергей Носов:

— Александр Эдмундович раскрыл суть происходящего, я хотел бы отметить следующее. Любой бюджет, любая среднесрочная программа, или план, есть в каждом городе, и нам единственное, что, считаю, нужно, — по всему субъекту и городам синхронизировать эти программы. У нас же сейчас нет даже соглашений с министерствами. И нам также хотелось бы узнать содержание областных программ на согласительных комиссиях. Ведь у Нижнего Тагила тоже уменьшение бюджета — на 4 млрд. рублей по сравнению с текущим годом…

….но 4 млрд. для Нижнего Тагила, который по населению в 3,5 раза меньше столицы Урала — это просто-таки фантастическое урезание! Фото: Антон БУЦЕНКО.

Из эфира

Понятно, что да, минус 7 млрд. рублей для Екатеринбурга — это очень много (практически четверть бюджета!), но 4 млрд. для Нижнего Тагила, который по населению в 3,5 раза меньше столицы Урала, — это просто-таки фантастическое урезание! Да, в проекте областного бюджета заложено 67 млрд. рублей на субсидии для муниципальных образований, и, возможно, в каком-то подстрочнике на Нижний Тагил мыслится выделить больше межбюджетных трансфертов, чем на Екатеринбург, — которому, уже звучало, вернётся совсем мизер, — но и это до сих пор непонятно!

По мнениюАлександра Якоба,надо пересматривать нормативы отчислений с источников, которые поступают из муниципалитетов в областной бюджет. Например, с налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Сегодня федеральный закон позволяет оставлять в муниципалитетах до 30% НДФЛ, у нас же в Свердловской области норматив 15%. Некоторые муниципальные образования вообще не могут прожить на эти 15%, и им потом всё равно из областного бюджета идут трансферты. Для чего забирать, если потом назад эти деньги возвращать? Давайте рассмотрим ситуацию в каждом муниципалитете и установим необходимый норматив отчислений, сказал Якоб.

А по дорожному фонду? Всем известно, что содержание улично-дорожной сети в городах обходится значительно дороже, чем содержание магистральных трасс. В городах ведь коммуникации, инженерные, коммунальные. Наполнение дорожных фондов для муниципальных образований должно быть прозрачным, за счёт установленного норматива отчислений, который был бы известен городам и который бы не менялся каждый год. Тогда можно будет планировать работу как минимум на 3 года, раз у нас бюджет на трёхлетие составляется. И норматив отчислений штрафов за дорожно-транспортные нарушения тоже должен быть постоянным…

Сергей Носовдобавил, что деньги уходят из муниципалитета, например, штрафы за дорожно-транспортные нарушения, будет ли муниципалитет заниматься организацией движения, культурой движения? С моральной точки зрения — да, но где тут экономика? Базовые цифры для муниципального бюджета должны быть известны! Тогда я как глава муниципалитета, подчеркнул Носов, реально — подчёркиваю, реально — буду обеспокоен экономикой предприятий на территории города, градообразующих предприятий, а также предприятий малого и среднего бизнеса. А сейчас что происходит? То ли 15, то ли 20, то ли 30% будут оставлять нам — никто этого не знает, тем более наперёд. А без плановых подходов даже в рыночной экономике работать нельзя.

Вопрос от «Уральского рабочего»

— Инженерная, социальная инфраструктура и стройка жилья, как это всё стыкуется, в каком состоянии?

Александр Якоб:

— Инженерная, дорожная, социальная инфраструктура не должны отставать от жилищного, гражданского строительства. И строить надо больше, чтобы жильё не дорожало.

Сергей Носов:

— Я могу подтвердить это. Чем меньше строим, а в Нижнем Тагиле строят немного, тем выше цена квадратного метра. Но хочу только сказать, что задачу, которую ставит Президент, — обеспечить возможность всем россиянам обрести крышу над головой — надо решать. Наша задача — власти территорий и на местах — создать условия для стройки жилья, для предпринимателей, которым интересно этим бизнесом заниматься. И важно качество жизни. Отсутствие поликлиник, детсадов в «спальных» районах — мы это проходили, и не хотелось бы это повторять…

Из эфира

Говоря о приоритетах развития Екатеринбурга, на которые должны нацеливать и областные программы, Александр Якоб назвал социальную сферу — здравоохранение, образование, культуру, спортивные учреждения; общественный транспорт, в том числе метро, — без целевой федеральной и региональной программы нет вариантов для строительства второй ветки метрополитена, развития улично-дорожной сети.

По мнению Сергея Носова, кроме того, чтобы распределять деньги по всей области, это, да, непросто, надо определять точки роста. Точки наиболее эффективного использования бюджетных денег. Надо думать, кто и что в области может дать дополнительные доходы. И тогда будет меньше обеспокоенности о наполняемости бюджета. И надо в область привлекать реальные инвестиции. Ведь есть примеры, когда даже дотационные области за счёт притока инвестиций становились донорами. Калужская область в этом плане у всех на слуху, привёл пример Носов.

Вопрос от «Студии «Город»

— Прозвучало, что согласительные комиссии решено проводить за закрытыми дверями. Ваше мнение?

Сергей Носов:

— Если такое решение принято — я о нём на данный момент ничего не знаю, — то это, на мой взгляд, ошибочное решение. Надо находить время, чтобы выслушать каждое муниципальное образование.

Я недавно побывал на семинаре, организованном Администрацией Президента, и хотел бы отметить следующее. Администрация Президента, а она отражает прежде всего позицию самого Владимира Владимировича ПУТИНА, считает, что следует прислушиваться к мнению людей. Ушли в прошлое ситуации, которые характеризовались как «за вас решили власти, и будьте довольны» или «мы вас информируем». Сегодня люди хотят активно участвовать в разработке решений, в принятии их и в их реализации. И это надо уже понимать всем, кто в политике, кто работает с людьми. Только в непосредственном контакте с главами муниципальных образований можно узнать, что происходит и что нужно людям. Более того, нужно двери держать открытыми не только для представителей муниципалитетов, но и для СМИ.

Александр Якоб:

— Надо работать в режиме конструктивного диалога. Понятно, что обсуждение не может быть бесконечным; тот, кто принимает решение, берёт на себя ответственность за его принятие, но прежде чем принять решение, нужно провести диалог.Наши специалисты сегодня присутствовали на согласительных комиссиях, но если есть ещё какой-то более закрытый формат, то это, наверное, неправильно. Как и где ещё услышать мнение муниципальных образований?!

Из эфира

Сергей Носов напомнил, что при обсуждении городского бюджета будет формат и публичных слушаний, и его больше всего волнует, что скажет народ. И муниципальная власть скажет тагильчанам, как прошли согласительные комиссии, что происходит, почему происходит и что нам делать дальше.

Бюджет Екатеринбурга абсолютно открыт, подчеркнул Александр Якоб, он опубликован [в «ВЕ»], к публичным слушаниям муниципальная власть обнародует бюджет в более упрощённой, доступной гражданам форме — чтобы горожане видели позиции бюджета, цифры, могли их проанализировать. «Мы должны быть готовыми к тому, что люди на публичных слушаниях нам зададут вопросы, и мы должны им ответить — так, как оно есть», — сказал Якоб.

erid: erid: