Свободное движение: без малого нет целого » новости Екатеринбурга и УрФО

Свободное движение: без малого нет целого

3-12-2013, 08:00
Свободное движение: без малого нет целого
Фото:

С 5 декабря вступают в силу поправки в Воздушный кодекс РФ, которые обяжут российские авиакомпании перевозить людей с ограниченными возможностями без каких-либо исключения и оговорок. Соответствующий федеральный закон подписал ещё в июне с. г. Президент РФ Владимир ПУТИН.

Все мы помним нашумевшие конфликты, когда авиакомпании под разными предлогами отказывали инвалидам в перевозке. Так, группа инвалидов-колясочников направлялась на семинар в Германию, но капитан воздушного судна согласился взять на борт только двух из шести человек с ограниченными возможностями. Кого-то снимали с рейса, потому что вовремя не уведомил авиакомпанию, что полетит, хотя в билете на рейс и была отметка о состоянии здоровья.

Дело доходило до судов, включая Европейский суд по правам человека, тяжбы свои инвалиды и их адвокаты в большинстве случаев выигрывали, но это не становилось наукой и уж тем более не служило прецедентом для изменения локальных правил российских авиаторов.

По сути, авиакомпании, а вместе с ними и службы аэропортов выступали подчас в роли «докторов», на глазок определяя степень… неудобства, которое доставляли инвалиды им и наземных службам. Естественно, вслух об этом не говорилось…

Отныне любые отговорки противозаконны.

В аэропортах и в авиакомпаниях обязательно должен быть специально подготовленный для работы с инвалидами персонал, причём пассажиры с ограниченными возможностями не обязаны будут оповещать об особенностях своего здоровья ни наземные службы, ни лётный состав загодя — достаточно указать сей факт лишь при покупке билета. Не имеет значения, каким рейсом летит инвалид — прямым регулярным, с пересадками или чартерным: это его право — обязанность всех авиационных служб обеспечить комфортный перелёт. Установлены правила перевозок инвалидов по зрению и слуху, детей-инвалидов до 12 лет — тут нужны сопровождающие. К слову, в качестве сопровождающего может выступать и собака-поводырь.

Новый российский закон разработан и принят в соответствии с Конвенцией ООН по правам инвалидов, но, думается, поправки в Воздушный кодекс — это только начало работы по приведению всего законодательства и нормативных актов с точки зрения реализации прав инвалидов.

Прямо скажу, работа того стоит.

В России по официальной статистике порядка 12 миллионов инвалидов (чуть не каждый десятый гражданин страны — только вдумайтесь!), при этом примерно половина из них — люди до 40 лет; почти 580 тысяч инвалидов — дети.

И дело не только в том, чтобы обеспечить для людей с ограниченными возможностями большую свободу передвижения — вспомним пресловутые пандусы, необходимость производства современных и не очень дорогих колясок, — сколько в том, чтобы дать инвалидам шанс чувствовать себя полезными, трудясь наравне со здоровыми соотечественниками.

Инвалидов в трудоспособном возрасте в России насчитывается порядка 3,4 миллиона — но только 20,3% (лишь каждый пятый!) смогли найти себе работу — данные Правительства РФ. В федеральном бюджете закладывается примерно по 900 млн. рублей в год на создание специальных рабочих мест для инвалидов, и за 2013—2015 годы их должно появиться по стране по этой программе — внимание! — чуть более… 14 тыс.! Есть ещё, конечно, льготы бизнесу, который принимает на работу инвалидов. Но в целом ни то ни другое проблем с общественной адаптацией и занятостью людей с ограниченными возможностями не решает.

Государству и обществу предстоит пройти большой путь, чтобы проблема, с которой справились, в общем-то, во всём цивилизованном мире, была решена и в России.

На что ориентироваться, есть и у нас.

В прошлом году именно в Екатеринбурге состоялся Российский Конгресс людей с ограниченными возможностями здоровья «Без малого нет целого. Найди свой самоцвет» — потому что его участники изучали и опыт уральской столицы. Екатеринбург был представлен как город, в котором вопросами доступности среды занимаются с 1999 года, тогда как многие регионы приступили к решению проблемы лишь с 2010 года, когда была принята специальная федеральная программа «Доступная среда».

Известно, что глава администрации Екатеринбурга Александр ЯКОБ создал — и замечу, лично возглавил — совет по делам инвалидов. Этот коллегиальный консультативный орган, в котором руководители структурных подразделений мэрии, депутатов Гордумы, представители общественных организаций, действует на постоянной основе и разрабатывает, по сути, единую на территории муниципалитета политику в отношении людей с ограниченными возможностями.

И хотя львиная доля ответственности за социальную защиту и поддержку инвалидов лежит, по закону, на федеральных и региональных структурах власти, в мэрии Екатеринбурга рассудили по-современному: если не мы обеспечим свободу движения всем горожанам — то кто? Ведь только инвалидов-колясочников в Екатеринбурге порядка 75 тысяч человек…

В результате городские власти оказывают помощь объединению слепых — в организации продуктовых наборов, оплате лечения, сборе детей в школу. Недавно открыт первый в Екатеринбурге тренажёрный зал для инвалидов. Городской бюджет выделяет субсидии общественникам, которые занимаются реабилитацией инвалидов. Уже три года компьютерному клубу для инвалидов, где их обучают работе в Сети. Напомню, что Екатеринбург был первым городов в России, где создали службу социального такси. И именно в Екатеринбурге сконструирован первый в России стопроцентно низкопольный трамвай — конструкторы отозвались на конкретный призыв екатеринбургской мэрии.

В стране не должно быть социальных групп — изгоев. Общество в целом складывается из всех его групп.

erid: erid: