Определиться с местом сбора. Налогов » новости Екатеринбурга и УрФО

Определиться с местом сбора. Налогов

4-12-2013, 08:00
Определиться с местом сбора. Налогов
Фото:

Не так давно заместитель министра финансов РФ Сергей ШАТАЛОВ озвучил инициативу своего ведомства ввести так называемое налоговое резидентство для компаний, которые ведут бизнес в России, но зарегистрированы в иностранных юрисдикциях. Его собираются ввести уже в 2014 году.

Проще говоря, фирма, зарегистрированная на Сейшелах или Кипре, но производство или оказание услуг осуществляющая в нашей стране, и налоги соответствующие должна платить в России. Дело с новостью случилось в Италии на экономическом и финансовом форуме с присутствием представителей зарубежного бизнеса, и потому замминистра, успокаивая аудиторию, сказал, что предлагаемый институт налогового резидентства «не отразится на притоке зарубежных инвестиций в экономику нашей страны». Государство планирует создавать «нормальный прозрачный режим для инвестиций».

И хотя ряд специалистов считает, что прежде всего надо подумать над тем, как сделать, дабы не отталкивать иностранцев от себя и не выталкивать из страны отечественный бизнес, — профессор кафедры фондовых рынков и рынка инвестиций «Высшей школы экономики» Александр АБРАМОВ говорит, что проблему нужно бы решать «созданием комфортных условий для предприятий на территории РФ», — идея Минфина заслуживает изучения.

Собственно, иностранцам странно было бы удивляться такой новации — у них это применяется повсеместно. Механизмы давно отработаны, ибо бизнес давно стал текуч, границы прозрачны. В той же Европе границы перестали замечать ещё до создания ЕС. Налоговые службы пунктуально отслеживают, чтобы налоги были привязаны к факту, а не к месту формальной регистрации. Касается это не только корпораций. Скажем, если гражданин США больше определённого времени за год проводит не по месту своего постоянного проживания, а в другом штате — часть налогов он должен заплатить там.

Есть подобное и в России. Крупные налогоплательщики в некоторых случаях могут платить часть налогов не по месту конкретного производства, а через какое-либо одно из них, если тех несколько; если имущество отнесено к объектам основных средств, налоги отчисляются через головной офис, и т. п. По словам Шаталова, предлагаемый налоговый механизм для иностранцев базируется не только на месте регистрации бизнеса, а на том, где фактически осуществляет свою деятельность организация.

Сегодня¸ по оценкам Центрального банка, ежегодно из страны уплывает около 100 млрд. рублей, а за последнее двадцатилетие, по расчётам экспертов, из России в офшоры было выведено до 1 трлн. долларов (!). Для наглядности скажу, что это равно трём нынешним годовым бюджетам РФ! Но даже простое прекращение вывода российского капитала в офшоры может дать прибавку в 1,5—2% ВВП РФ в год, именно столько, сколько нам недостаёт для более-менее устойчивого и, что немаловажно, прогнозируемого роста экономики, чтобы, в свою очередь, строить планы по её модернизации.

По расчётам одного из авторитетных экспертов по офшорам, главного научного сотрудника Института экономики РАН Бориса ХЕЙФЕЦА (см. правительственную «Российскую газету») 50 млрд. долларов прямых налоговых доходов обходят нашу страну стороной только с помощью легальных схем. Ещё 15—20 млрд. долларов «выпадают» с применением нелегальных механизмов. «Перебить» налоговые льготы для корпоративных структур, зарегистрированных в офшорах, можно, перенеся налоговое стимулирование непосредственно в Россию», — предлагает учёный.

Действительно, если улучшить общий бизнес-климат в стране, о чём, к слову, не раз писал и «ВЕ», офшоры предпринимателям и не понадобятся. Ни бизнесам — «крупнейшим» налогоплательщикам, ни малым фирмам.

И хотя это проблема — уход от налогов либо их минимизация за счёт офшорных правил — глобальная (офшорные капиталы по всему миру в 2012 году, по оценкам, составили 8,5 трлн. долларов), решать её, на мой взгляд, можно и в пределах национальной экономической географии. И к слову, инициатива Минфина в отношении налогового резидентства компаний из иностранных юрисдикций может быть трансформирована для приложения на сугубо российской территории. А именно: если у фирмы производство¸ скажем, в Екатеринбурге, то все либо все основные налоги без каких-либо изъятий платиться должны ею в Екатеринбурге — сразу зачислениями в муниципальный и государственный (региональный, федеральный) бюджетные уровни.

Да, сейчас этот принцип — налоги по месту обособленных производств — в отличие, скажем, от суровой практики 1990-х годов уже заложен в российском налоговом законодательстве. Но…

Но по-прежнему существенная доля налогов отчисляется в бюджеты через головные офисы корпораций, а зарегистрированы они как юрлица в очень немногих географических точках страны. Процветают города, где зарегистрированы «штабы» — Москва, Питер… Переделы собственности иногда наносят опустошающий эффект. Скажем, присоединение нескольких нефтекомпаний к национальным гигантам буквально убило западносибирские города, где раньше находились офисы тех нефтекомпаний.

Настала пора уходить от излишней централизации налогов и их администрирования, если мы хотим развивать экономическую инициативу и конкуренцию. Налоги должны выплачиваться там, где физически создается прибыль. Если завод стоит в Нижнем Тагиле, если магазин общефедеральной сети работает в Екатеринбурге — вот там и извольте платить налоги. Это наконец позволит нам уйти от системы «подачек бедным регионам» — те будут получать ровно то, что честно заработали.

erid: erid: