Опора на волонтёров » новости Екатеринбурга и УрФО

Опора на волонтёров

24-01-2014, 08:00
Опора на волонтёров
Фото:

Молодёжь сегодня признана главным объектом государственной антинаркотической политики и одним из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества.

Целью антинаркотической политики государства является утверждение в обществе здорового и безопасного образа жизни на основе формирования позитивных и жизнеутверждающих (альтернативных наркомании и токсикомании) ценностей и идеалов, духовности и нравственности, гражданственности и патриотизма, уважения к закону.

Об эффективности проекта «Школа здоровья и успеха» Уральского педагогического университета говорят не только положительные отзывы родителей, учителей, педагогов клубов по месту жительства, подростков и волонтёров, но и награды самого различного уровня.

В 2012 году проект был впервые представлен на III Всероссийский конкурс проектов по формированию здорового образа жизни «Здоровая Россия» и вошёл в библиотеку лучшего российского опыта.

В 2013 году в конкурсе на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления в городе Ростове-на-Дону программа была удостоена диплома III степени в номинации «Лучший проект в сфере популяризации здорового образа жизни».

В октябре 2013 года проект «Школа здоровья и успеха» занял 3-е место в конкурсе «Лучший менеджер социального проекта» среди студенческих добровольческих проектов, направленных на профилактику и снижение рискованных практик поведения среди молодёжи Свердловской области и получил финансовую поддержку на реализацию от областного министерства физической культуры, спорта и молодежной политики.

В декабре 2013 года он был удостоен золотой медали Всероссийского конкурса «Мир молодости» в Новосибирске.

Авторы проекта «Школа здоровья и успеха» Наталья ЕРМАЧЕНКО (слева) и Ольга ЗАЙЦЕВА.

Успех проекта объясняется тем, что существующих мер, направленных на предупреждение распространения и употребления психоактивных веществ в молодёжной среде, недостаточно: подрастающее поколение недооценивает своё здоровье и не готово прислушиваться к доводам специалистов и экспертов. К тому же её значительная часть низко оценивает эффективность проводимых профилактических мероприятий, критически относится к деятельности в этом направлении государственных и общественных организаций.

Выходом из сложившейся ситуации может стать создание профилактических программ и проектов нового поколения, развитие новых, нетрадиционных подходов. Один из них — привлечение к профилактической работе волонтёров, способствующих формированию у молодёжи моды на здоровый образ жизни.

Именно эта идея легла в основу проекта Уральского государственного педагогического университета «Школа здоровья и успеха» (авторы-разработчики Наталья ЕРМАЧЕНКО и Ольга ЗАЙЦЕВА).

— Целевая аудитория проекта представлена самыми различными категориями, — рассказывает руководитель проекта, начальник отдела психолого-педагогического сопровождения студентов УрГПУ, руководитель студенческого психолого-педагогического общества «Независимые» Наталья Ермаченко. — Это не только студенты нашего вуза и его филиалов, школьники и родители Екатеринбурга и Свердловской области, это воспитанники центра социальной помощи семье и детям «Отрада» ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА Екатеринбурга, специалисты школ Екатеринбурга и области, ребята из так называемой группы риска. В студенческой среде мы запустили программу в октябре 2011 года, осенью 2012 года к ней присоединились школьники города и области, в феврале 2013 года — клубы по месту жительства Екатеринбурга. С сентября по март нам удалось поработать и в Берёзовском городском суде.

— Каковы этапы реализации проекта?

— Он представляет собой многоуровневую структуру. Важная часть его — организация и обучение волонтёров по программе аддиктивного поведения детей и подростков, а уровни, на которых реализуются мероприятия, — это все популяции (учащихся 8—16 лет, ученики одной школы); учащиеся группы риска; родители; педагоги, школьные психологи и социальные работники данной школы.

Мероприятия проводятся с учётом особенностей детей и подростков младшего, среднего и старшего школьного возраста, школьников групп риска. Свои особенности имеет и специфика организация работы с родителями.

Учитывая, что достижению цели способствуют только те мероприятия, на которых ребёнку будет интересно, мы ввели в структуру проекта самые различные конкурсные мероприятия (конкурс коллажей, электронная викторина, КВН-шоу для школьников, электронный БУМ для волонтёров и т. д.). Тот же принцип был реализован и при организации работы с родителями. Включали в план работы темы, которые позволяли раскрыть психологический аспект табакокурения, способы предупреждения появления у ребёнка вредных привычек, раскрывали роль семьи в формировании зависимостей у детей.

— Как проводится подготовка волонтёров-помощников?

— Начинаем с подготовки необходимого методического материала и написания программ. Затем привлекаем к работе специалистов — наркологов, медиков, сотрудников полиции. Закрепляем волонтёров за объектами (школами и так далее).

Чтобы не действовать вслепую, собираем данные об учащихся, проводим их анкетирование для выявления детей и подростков групп риска, исследуем степень осведомлённости родителей о психофизических особенностях подростков, причинах, формах и последствиях употребления ими психоактивных веществ; выясняем уровень знаний специалистов, работающих в системе образования, о специфике подросткового возраста, девиантного поведения детей и способах его коррекции.

Ликвидировать выявленные упущения и слабые места помогают обучающие семинары-тренинги с использованием буклетов, листовок, кино- и видеоматериалов, слайдов, экспериментально-психологических методик.

Технология работы с каждой целевой группой разная: с подростками мы проводим 8—10 занятий по два часа 1—2 раза в неделю; для специалистов, работающих с детьми, — трёхдневный семинар-тренинг по 6 часов в день, для родителей — занятия по 2 часа раз в месяц.

Далее с помощью интерактивных форм работы (викторины, КВН-шоу, электронный БУМ и другие) запускаем процесс формирования школьной профилактической сети. На данном этапе очень важно для оценки конкурсных работ привлечь студентов-волонтёров и учащихся старших классов, которые смогут по принципу «равный — равному» или «старший — младшему» научить своих друзей и товарищей.

— Как вы сами оцениваете эффективность проекта?

— Тот факт, что проект разрабатывается и реализуется силами студентов, доказывает, что только новые подходы к профилактической работе способствуют достижению положительного результата: наметился рост числа молодёжи, которые из разработчиков проекта переходят в число его участников.

Убеждена, что опора на волонтёров поможет нам добиваться положительных результатов и дальше.

erid: erid: