Распределить полномочия на пользу здоровью » новости Екатеринбурга и УрФО

Распределить полномочия на пользу здоровью

2-11-2011, 08:00
Распределить полномочия на пользу здоровью
Фото:

Вчера Государственная Дума рассматривала в третьем чтении законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Споры о нём в профессиональном сообществе, в государственных структурах, в органах местного самоуправления (МСУ) и среди граждан продолжались несколько месяцев; претерпев за время дискуссий существенные изменения, теперь законопроект, по экспертным оценкам, учитывает интересы всех.

Главное — он направлен на обеспечение равного доступа граждан к бесплатной медицинской помощи надлежащего качества на всей территории РФ. В нём раскрыты понятия «стандарт» и «порядок оказания медицинской помощи», чётко указаны субъекты полномочий оказания этой помощи. Введены новые, ранее в законодательстве не закреплённые принципы охраны здоровья: социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов госвласти и МСУ за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; приоритет интересов пациента при оказании ему медицинской помощи и приоритет охраны здоровья детей.

Комментируя в «Российской Бизнес-газете» новшества законопроекта, председатель комитета Госдумы по охране здоровья, член фракции «Единая Россия» Ольга БОРЗОВА особо отметила тот факт, что документ вносит ясность и в вопросы разграничения полномочий.

Да, в целом по стране полномочия по организации оказания первичной медико-санитарной и скорой медицинской помощи поднимаются с муниципального уровня на уровень субъектов РФ, что повышает ответственность органов государственной власти и улучшает финансовое обеспечение медицинской помощи. Эта централизация полномочий, думается, во благо слабым муниципалитетам, которые объективно из-за скудости бюджетов, отсутствия материальной базы, нехватки профессиональных кадров не в состоянии оказать гражданам качественную и доступную медицинскую помощь. Однако есть муниципалитеты с достаточно обеспеченным бюджетом, богатой профессиональной медицинской историей и высококлассными специалистами, где используются современные технологии, есть соответствующее оборудование, etc — Екатеринбург, скажем, под эту классификацию подпадает однозначно, — которым законопроектом предусмотрена возможность делегирования органами государственной власти субъектов РФ полномочий по организации оказания медицинской помощи на муниципальный уровень. В таком случае соответствующие имущественные права также закрепляются за муниципалитетом.

Нелишне подчеркнуть, что данные новеллы появились в законопроекте благодаря усилиям Екатеринбурга — властей муниципалитета и всего городского сообщества. Законодатели учли предложенные администрацией Екатеринбурга поправки в законодательство, в том числе те из них, что касались имущественного комплекса учреждений здравоохранения: при передаче субъектом Федерации полномочий по его осуществлению местной власти логично, чтобы он оставался в ведении муниципалитета. В слушаниях в Госдуме позицию екатеринбургской мэрии по поводу механизмов передачи государственных полномочий на уровень крепких муниципалитетов изложила заместитель начальника управления здравоохранения города Татьяна САВИНОВА. Рабочая группа по подготовке законопроекта об охране здоровья, в составе которой депутаты Госдумы, специалисты Минздравсоцразвития, медицинской общественности и Общероссийского Народного Фронта под руководством профессора Леонида РОШАЛЯ, эту позицию поддержала, и поправки от Екатеринбурга вошли в законопроект.

Напомню, что вопрос именно о таких принципах передачи полномочий субъекта Федерации по охране здоровья на уровень Екатеринбурга уже был согласован. В реализации инициативы мэрии и депутатского корпуса муниципалитета сыграла роль политическая воля губернатора области, регионального отделения и фракции партии «Единая Россия» в Облдуме. А теперь появляется и единая по стране законодательная база.

И Екатеринбургу всю создаваемую десятилетиями мощнейшую систему здравоохранения (это 33 больницы с численностью бюджетных работников более 19 000 человек; более 250 зданий общей площадью почти 600 тыс. кв. метров плюс дорогостоящее оборудование) передавать на уровень региона не придётся, он сохраняет эту систему за собой.

Если бы городская медицина ушла в область, городу доставалось бы вдвое меньше денег (так, в этом году муниципальный бюджет предусмотрел на здравоохранение 3,5 млрд. рублей; областной бюджет мог бы выделить исходя из норматива порядка 1,8 млрд.). С решением о передаче городу полномочий Екатеринбург получит на здравоохранение и региональные деньги и сможет использовать свои. Екатеринбург будет оказывать медицинскую помощь и жителям областной глубинки — как, впрочем, было и прежде, — но сейчас сию практику подкрепят соответствующими финансами.

История с сохранением медицины в Екатеринбурге показывает, что от толкового перераспределения полномочий между уровнями власти выигрывают граждане. Что, собственно, и не требует особых доказательств.

erid: erid: