Общественный транспорт на грани катастрофы » новости Екатеринбурга и УрФО

Общественный транспорт на грани катастрофы

19-04-2014, 08:00
Общественный транспорт на грани катастрофы
Фото:

Только совместными усилиями муниципальной и региональной власти можно спасти общественный транспорт Екатеринбурга от коллапса и банкротства. С этой простой мыслью согласились практически все (кроме представителей областного минфина) участники второго заседания рабочей группы по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по бесплатному проезду на транспорте общего пользования по внутримуниципальным маршрутам.

Заседание прошло 18 апреля в стенах регионального Законодательного собрания при участии областных и городских депутатов, руководителей администрации Екатеринбурга и представителей предприятий общественного транспорта — и буквально с первых минут превратилось в жаркую дискуссию, временами даже на повышенных тонах. Не удивительно: ведь обсуждался, без всякого преувеличения, вопрос жизни и смерти городского общественного транспорта.

По чьей же милости общественный транспорт уральской столицы оказалась на грани катастрофы? Судите сами.

По соглашению 2009 года компенсировать затраты транспортников за провоз льготников должны были обе стороны — и город, и область. Точнее сказать, не затраты, а многомиллионные убытки — из-за того, что разработчики ФЗ № 122 в своё время неправильно рассчитали стоимость льготного проездного: 360 рублей. Столько, по мнению законодателей, стоит 14 поездок в месяц. Но в месяце не 14, а 30 дней — к тому же многие льготники пользуются городским общественным транспортом куда чаще, чем раз в сутки.

Соглашение 2009 года и было призвано устранить «вилку» между иллюзорной и реальной ценой льготного проезда. Вилку, из-за которой транспортные предприятия сегодня не имеют средств ни на развитие, ни на повышение зарплаты сотрудникам, более того — лишь при поддержке администрации Екатеринбурга находят возможность хоть как-то гасить долги по кредитам и перед поставщиками коммунальных услуг. Откуда кредиты? Так ведь нужно же парк обновлять: по словам гендиректора ЕТТУ Александра МИРОШНИКА, многим трамваям, курсирующим на городских линиях, сегодня стукнуло 40 лет — в два раза больше предельного лимита эксплуатации «татр». А стоимость электроэнергии, воды, отопления, топлива (для колёсного транспорта) за последние годы вообще выросла на 12—18%.

Город все эти года исправно выполнял свои финансовые обязательства: выплачивал до копейки все оговорённые компенсации, с помощью ЕКАРТы вёл электронный учёт поездок льготников. А вот областной бюджет отстранился, переложив бремя выплат компенсаций целиком и полностью на городские плечи. Итог: с 2010 года по апрель 2014-го самым крупным транспортным предприятием Екатеринбурга — трамвайно-троллейбусным управлением — недополучено из областного бюджета 945,7 млн. рублей. Из-за тяжёлого финансового положения перевозчика средняя зарплата остаётся на уровне 22 739 рублей. С начала этого года с предприятия уволилось 277 человек. Благодаря искам, поданным ЕТТУ против областного минфина, удалось за 4 года «стрясти» с области 1 млрд. 800 млн. рублей — и только поэтому трамваи и троллейбусы ещё выходят на линии, а число самих линий не только не сокращается (как в других городах), но и немного даже приросло. А ведь это ЕТТУ — предприятие, на официальном уровне признанное в России по показателям эффективности и организации движения!

Не менее плачевно складываются дела и у метрополитена: по словам гендиректора екатеринбургской подземки Владимира ШАФРАЯ, метро, ежедневно перевозя 10% всего городского пассажиропотока, имеет при этом дефицитный бюджет, а зарплата сотрудников не превышает 30 000 рублей. Сравним: в Москве зарплата машиниста поезда составляет… от 80 000 до 100 000 рублей.

Что уж говорить об автобусах, которым вообще впору кричать «SOS»: перевозя ежегодно 146 миллионов пассажиров, из которых 34% составляют льготники, МОАП «вышел в минус» аж на целых 45 млн. убытка, не считая 280 млн. рублей долга по кредитам и «коммуналке». Под угрозой оказалась даже выплата водителям их майской зарплаты! Не удивительно, что работники предприятия готовы сегодня защищать свои права всеми законными средствами вплоть до забастовки, «генеральная репетиция» которой (всего на несколько минут) запланирована на 23 апреля. Об этом сообщил на заседании рабочей группы депутат Екатеринбургской гордумы Вячеслав ВЕГНЕР.

При этом ни город, ни транспортники эскалации конфликта не хотят: всё, что им нужно, — это соблюдение региональной властью своей части обязательств. Устами ведущего заседание рабочей группы Владимира ТЕРЕШКОВА областная законодательная власть всё же вынуждена была признать: ситуация с общественным транспортом в Екатеринбурге сложилась критическая. Администрации областного центра в который уже раз предложено предоставить на рассмотрение рабочей группы все материалы по задолженностям и убыткам транспортников. Также представители областного парламента предложили руководителям Екатеринбурга… сократить рынок частных перевозчиков и сделать все муниципальные транспортные предприятия полностью казёнными. Мысль, мягко говоря, экзотическая.


Члены рабочей группы назначили следующее заседание на среду, 23 апреля.

erid: erid: