В пятницу в «Российской газете» опубликован подписанный Президентом Владимиром ПУТИНЫМ Федеральный закон РФ от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Ранее его текст был принят Госдумой и утверждён Советом Федерации, окончательный вариант был известен уже к прошедшему во вторник в Иваново заседанию Совета при Президенте по развитию местного самоуправления (МСУ), где лично Владимир Путин его новеллы и комментировал.
И подавляющее большинство аналитиков признали, что между черновым, рабочим вариантом законопроекта, который бурно обсуждался в течение нескольких месяцев на самых различных площадках, и окончательным текстом закона — дистанция огромного размера. Учтены многие из критических замечаний и предложений учёных, экспертов, практиков муниципального хозяйствования — в том числе предложения, озвученные на дискуссионных площадках Екатеринбурга.
Отметим главное.
Те, кто надеялся, что новый закон установит исключительную вольницу губернаторов в вопросах формирования МСУ и их право на диктат в деятельности органов МСУ, бюджетного строительства в муниципалитетах — и особенно рассчитывал, что большие города постигнет внешнее, региональное, управление, — потерпели фиаско.
Путин вынес вердикт: жители городов и поселений и органы МСУ сами должны определить, какую форму управления выбрать для своего муниципального образования (МО), а уж дело губерний — это чётко выраженное, обоснованное особенностями МО, мнение оформить региональным законом. Точка.
В общем, доступ к документу, который разрабатывали в соответствии с указанием Путина, на всех стадиях его полугодовой подготовки был самый широкий, и итоговый вариант смогли прочитать все, кто хотел — тем более это должны были сделать те, в чьих обязанностях и полномочиях организовывать социально-экономическую и политическую жизнь, формировать эффективные управленческие модели.
Однако практика в очередной раз показала, что не все умеют (да и, похоже, не горят желанием) вчитываться даже в президентские речи, а уж о текстах обязательных для всех законов и говорить не приходится.
В числе таковых, увы, оказался и губернатор Свердловской области.
То ли ему лично было недосуг вникнуть в вопрос, то ли дилетанты-помощники патрона подставили, но руководитель Среднего Урала в обширном интервью подведомственным СМИ, опубликованном в четверг (уже после президентского Совета по МСУ!), завёл старую песню про то, что теперь-то, мол, региональная власть и займётся формированием моделей местной власти — это её право.
И вроде как есть уже некие комиссии областного уровня, которые готовят решения. И, конечно, тут же последовала отсылка к Екатеринбургу. Ещё бы! Коли устроили войну с областным центром, тут все методы хороши, в том числе и передёргивание в смыслах президентских документов. По факту так получается.
Но мы-то с вами, прежде чем что-то сказать, сначала вчитываемся в законы и нормы.
А в новом законе чёрным по белому зафиксировано, что любое изменение статуса МО, его преобразование, в том числе, если говорить о больших городах, таких, как Екатеринбург ,— образование либо упразднение внутригородского деления МСУ, — должно осуществляться не только с учётом мнения населения МО, но и в соответствии с его уставом.
Последнее — внесение изменений в устав — всем известно, тем более не может быть осуществлено «сверху», а исключительно через волеизъявление жителей в формах, прописанных тем же муниципальным уставом в соответствии с законами РФ и региона.
Более того, в законе однозначно сказано, что относить установление структуры органов МСУ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации НЕ ДОПУСКАЕТСЯ. То есть это — исключительные полномочия местной власти. И каким тогда образом наши доблестные свердловские региональные власти собираются «давить» на МСУ, в частности, Екатеринбурга, на горожан, как им выстраивать управление городом?!
Нет, никто не запрещает и областным депутатам, и чиновникам высказывать собственное дискуссионное мнение, какой быть по форме и содержанию местной власти в Екатеринбурге. Они тоже живут здесь, и их мнение может оказаться вполне здравым — не исключено. Но навязать это своё мнение через законодательные акты без согласия большинства городского сообщества либо его полномочных представителей в муниципальной власти права у них нет.
Обращает на себя внимание ещё один принципиальный момент закона, касающийся организации МСУ и формирования его структур.
А именно: любые выборы, какую бы форму МСУ в муниципалитете не избрали, а региональный закон её застолбил, проводятся в ранее означенные — до принятия этого федерального закона! — сроки.
То есть сколько бы сейчас ни напускали пиара записные губернские политологи с подачи, судя по вышеупомянутому интервью, лично губернатора, а избирательная кампания в Екатеринбурге может начаться не ранее чем в 2018 году.
Таким образом, все попытки изменить систему власти в Екатеринбурге до этого срока — вне правового поля, и иначе как дестабилизацией, равно «майданом», их не назовёшь.
А до 2018 года много чего произойдёт.
Как говаривал незабвенный Ходжа НАСРЕДДИН, кто-нибудь к тому времени да обязательно исчезнет — он сам, или ишак, либо эмир.
Кстати, ничего личного — но когда у нас в регионе выборы эмира?..