Бюджетные резервы — внутри самого бюджета » новости Екатеринбурга и УрФО

Бюджетные резервы — внутри самого бюджета

22-07-2014, 08:00
Бюджетные резервы — внутри самого бюджета
Фото:

Открывается очередной сезон формирования бюджетов всех уровней. Министр финансов РФ Антон СИЛУАНОВ доложил в пятницу Президенту России Владимиру ПУТИНУ о том, какой его ведомству и Правительству в целом видятся бюджетная политика на 2015—2017 годы и пути повышения эффективности бюджетных расходов.

Бюджет видится не особо дефицитным — в пределах 0,6% ВВП, а повышение расходов предложено обеспечивать не за счёт увеличения ассигнований с доходов от экспорта энергоресурсов (так называемое бюджетное правило, когда излишние доходы отсекаются и из них формируются специальные фонды, будет сохраняться и далее), а за счёт поиска резервов внутри самого бюджета. При этом все социальные обязательства государство обещает выполнять исправно, более того, наращивать. Скажем, выполнение известных майских указов Президента о повышении заработных плат есть желание обеспечить повышением производительности труда в бюджетной сфере. Кроме того, в резервах Правительства — оптимизация (по сути, сокращение трат на излишествах) большинства бюджетных программ на 2%, за исключением расходов на здравоохранение, образование, транспорт и сельское хозяйство.

Поясню, что бюджет страны уже во второй раз будет приниматься на трёхлетку, а значит, плановые задачи на 2015—2016 годы из бюджета-2014—2016 плавно перетекают и в бюджет очередного трёхлетия 2015—2017 годов, но возможна корректировка.

С учётом того, что бюджеты регионов в последнее время стали дефицитными — и в некоторых субъектах РФ сильно дефицитными, — потребуется корректировка федеральных программ в части софинансирования их субъектами Федерации. И в принципе, напрашивается ревизия и региональных бюджетов в целом: могут ли они обеспечивать исполнение тех или иных целевых программ, или их исполнение следует забрать на иной уровень — может, отдать и на муниципальный уровень. Это ведь тоже было бы оптимизацией и повышением производительности труда, поскольку давно замечено, что на осуществление одного и того же объема работ муниципалы расходуют меньше денег, нежели их областные коллеги, поскольку давно приучены трудной своей жизнью творить настоящие финансовые чудеса. Сам минфин области на днях признал, что качество управления бюджетными процессами в Екатеринбурге «отличное». Проведя мониторинг по МО, областное ведомство присвоило Екатеринбургу «первую степень качества». Как справедливо заметил в связи с этим начальник департамента финансов администрации города Андрей КОРЮКОВ, эффективно управлять бюджетным процессом мэрии позволяет давно заложенный в практику программно-целевой принцип деятельности органов исполнительной власти и программных бюджетов на всех уровнях управления.

Всё это становится тем более актуальным в свете принятых недавно изменений в закон о местном самоуправлении (МСУ), где обозначено большее участие в реализации социальных программ именно местной, муниципального уровня, власти («власть должна стать ближе к народу») — а значит, вместе с полномочиями муниципальные образования (МО) должны получить и соответствующие финансовые источники. Следует определить, за счёт чего МСУ формировать доходную часть, дабы исполнить обязательства социального порядка и плана инфраструктурного развития.

Как известно, при формировании бюджета 2014 года Екатеринбург был обделён доходными источниками. Существенное снижение норматива отчислений с налога на доходы физических лиц образовало 2,9 млрд. рублей выпадающих доходов города; кроме того, снизился налог на вменённый доход, земельный налог, etc — итого потери составили примерно 7 млрд. рублей, которые перекочевали в казну области. Однако принцип «где-то убыло — где-то прибыло» оказался нарушен. Что-то не заметно, чтобы жизнь в других городах и весях области стала сильно лучше — а ведь на семь миллиардов много чего можно было бы сделать. Некоторые высказывают предположения, что миллиарды перекочевали на секретные счета чиновников или их приближённых — недавняя история с «Корпорацией развития Среднего Урала» заставляет подобные гипотезы воспринимать всё внимательней. Однако вполне можно предположить, что упомянутую сумму «честно разбазарили».

Оставили бы деньги в бюджете Екатеринбурга — они были бы потрачены эффективно, потрачены на дело. На развитие и процветание всего Урала — потому что путь к нему лежит только через развитие областного центра, который никак не заменят никакие «Титановые долины», о чем любят помечтать в резиденции губернатора.

Отмечу в связи с этим несколько важных моментов: бюджет Екатеринбурга продолжает быть социально направленным и нацеленным на дальнейшее развитие социальной сферы города и повышение качества муниципальных услуг — раз; именно о программном принципе построения бюджетов всех уровней и шла речь при обсуждении в Правительстве РФ — два; и совершенно оправданным представляется, чтобы регион в принципе вернулся к формуле, когда бы у МО оставалось как минимум 40% собираемых на территории муниципалитета доходов — три.

Такой подход — налоги в большей степени отдавать в распоряжение МСУ — был недавно одобрен на заседании Совета по местному самоуправлению при Председателе Госдумы. Участники заседания — депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, муниципалитетов — обсудили вопросы реализации новых положений закона о МСУ и перспективы увеличения налоговых доходов бюджетов МО. Было озвучено, что поступления в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц могут быть увеличены — до 40%. Кроме того, в пополнении местных бюджетов должна возрасти роль налогов и сборов, администрирование которых тесно связано с решениями органов МСУ. Не исключена передача на местный уровень поступлений от доходов по упрощённой системе налогообложения, от транспортного налога, взимаемого с физических лиц, etc.

Председатель Госдумы Сергей НАРЫШКИН, подводя итоги заседания, заверил, что мониторинг реализации новых законодательных норм о МСУ станет одним из приоритетов в работе Совета, и пообещал дать соответствующие поручения профильным комитетам. Главным в поручениях, судя по высказываниям участников заседания, станет обеспечение стабильности налоговой базы МО — в целях их успешного развития и роста благосостояния жителей.

Задумки Правительства теперь предстоит обсуждать и реализовывать на федеральном, региональном и местном уровнях — в интересах населения.

erid: erid: