Директор может послать вас — и в санаторий? » новости Екатеринбурга и УрФО

Директор может послать вас — и в санаторий?

13-08-2014, 08:00
Директор может послать вас — и в санаторий?
Фото:

Как утверждает вторничная сводка Ростуризма с отсылкой к данным Ассоциации «Турпомощь», за рубежом остаются 500 российских туристов, приобретших путёвки по линии туроператора «Лабиринт». Все они обеспечены жильём и питанием, экстренная эвакуация им не требуется. А всего в период со 2 по 12 августа 2014 года была организована экстренная эвакуация туристов в количестве 18 414 человек, 3 000 человек самостоятельно вернулись в РФ, не использовав право на экстренную эвакуацию.

В целом же в результате краха ряда российских туроператоров этим летом пострадали около 65 000 человек, сообщил в минувшие выходные на государственном телеканале «Россия 1» и. о. руководителя Ростуризма Олег САФОНОВ.

Такого обвала туристическая сфера РФ ещё не знала, заводятся даже уголовные дела, ищут тех, кого привлечь к ответственности, призывают граждан внимательно присматриваться к тем компаниям, которые рекламируют свои услуги — и не «клевать» на дешевизну. То есть, обвиняя туроператоров в рвачестве, демпинге, опосредованно винят и неудачливых туристов: хотели отдохнуть дешевле — вот и получайте!

Последний упрёк лично у меня вызывает неприятие.

Скажем, покупатель захотел колбасы, но в кошельке у него есть только определённая сумма, которую он может потратить, чтобы утолить своё желание. Можно ли в таком случае его винить в том, что он прошёл мимо мясного ряда с огромными ценами, чуть замешкался у полок с ценами среднего уровня, но приобрёл-таки искомую колбасу в том уголке торгового зала, где, как ему показалось, цены вполне соответствуют его достатку и удовлетворят его желудок?

Если колбаса окажется негодной, и не дай Бог, гражданину с неё станет плохо — кого станут винить? Правильно: продавца или всю цепочку, начиная от свинофермы. Тогда чем же отличается турпутёвка от колбасного батона? С потребительской точки зрения — ничем. И там и тут правила устанавливает и должно следить за их исполнением государство в лице соответствующих органов. Мы их работу, кстати, налогами спонсируем — и они тоже обязаны печься о нашем здоровье и в известной мере и о нашем отдыхе.

А оказывается, что законов о туристической деятельности, которые гарантировали бы российским туристам нормальный отдых, нет — и только теперь, когда жареный петух клюнул в известное место, задумались о таких законах, и Правительство даже обещало, что сотворит соответствующие уложения чуть не за две недели. Два десятилетия не чесались — за 13 дней сделают.

Правда, не забыли и про недотёп-граждан. Появилось предложение (автор — сенатор СФ Николай ЖУРАВЛЁВ) установить «повышенные сборы для тех, кто выезжает на отдых за рубеж». Видимо, для пущей острастки, хотя официальная версия — в целях «поддержки внутреннего туризма».

Чиновники и депутаты, впрочем, всегда думают, что можно административным путём (а повышение тарифов и сборов не по законам рынка, а «под задачу» — исключительно административный путь) урегулировать всё, что угодно. В том числе — «Ты сюда не ходи, ты туда ходи» — и тягу людей к путешествиям и направления поездок.

Хотя если административные методы ненавязчиво совмещать с рыночными механизмами — вопросы регулирования рынка государством всегда актуальны, и никто этой практики не отменял, даже в самых развитых странах; и даже наоборот, именно в самых развитых странах система господдержки секторов экономики, в том числе и туристической сферы, наиболее широка, — польза может быть.

Скажем, другой сенатор СФ Валерий РЯЗАНСКИЙ вспомнил, что ещё несколько лет назад сам Ростуризм инициировал федеральную программу «Отдых», по которой работодатели должны были поощрять сотрудников, взяв на себя некоторую часть расходов по оплате путёвок — в отечественные санатории, на курорты. Так называемый социальный туризм. Почему не вернуться к рассмотрению проекта, задался вопросом сенатор — на печальном фоне мытарств нынешнего лета поклонников дешёвого зарубежного отдыха.

Помнится, наша газета эту тему также поднимала (ВЕ), высказав в развитие предложения Ростуризма, что следует не только внести изменения в Налоговый кодекс, которые позволят работодателям оплачивать санаторно-курортное лечение своим сотрудникам и членам их семей, а гражданам экономить на НДФЛ, но и ревизовать-таки отечественные курорты, чтобы привести их в тот цивилизованный вид, когда полностью совмещаются полноценный отдых и поддерживающее лечение.

На сегодня ведь в России кто главный в санаториях? Правильно — главврач. Как и в любой больнице. Лечение, процедуры у нас в приоритете (замечу, не качество их — сам факт наличия). А в аналогичные заведения за рубеж люди едут отдыхать — и там главный тот, кто организует полноценный отдых, обеспечивает качественное питание, а врач — он тоже главный, но на равных с остальными участниками организации отдыха-лечения, где пляж и процедуры равнозначны.

Конечно, за последние годы российские санатории сделали серьёзный прорыв — по сравнению с разрухой 1990-х. Некоторые могут уже позволить себе до сотни самых разных процедур уже на новом оборудовании и по современным технологиям. Но позволить себе отдых в санатории может, по оценкам, один из десяти работающих. Дорого. К тому же до наших курортов надо ещё добраться: стоимость билетов — ещё как минимум половина стоимости путёвки. Так что «Отдых» как федеральная программа вполне в духе времени. К тому же если туроператора ищи-свищи, коли что, то работодатель-то вот он, и сами санатории не призраки.

erid: erid: