Два таких разных бюджетных подхода » новости Екатеринбурга и УрФО

Два таких разных бюджетных подхода

14-11-2014, 08:00
Два таких разных бюджетных подхода
Фото:

Глава администрации Екатеринбурга Александр ЯКОБ внёс на рассмотрение депутатов Гордумы проект бюджета города на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. Документ размещён на официальном портале Екатеринбурга и опубликован в среду в печатной версии ВЕ.

Уже назначены и публичные слушания по проекту — они состоятся 28 ноября, и выраженное на них мнение горожан о параметрах бюджета предварит его обсуждение депутатами.

Как известно, и губернатор Евгений КУЙВАШЕВ внёс в Законодательное собрание проект бюджета Свердловской области на 2015 год и всё предстоящее трёхлетие. Однако путь обсуждения этого документа короче. Широкую общественность к этому делу в регионе не принято привлекать, диалог идёт внутри Заксобрания и правительства, ну, ещё консультации ведут с муниципалами; впрочем, ещё бы этого не делали!

Впрочем, по факту так и получается, что мнение муниципалов не так уж сильно и интересует нынешнюю областную власть. Иной раз даже думается, что у нынешних областных руководителей одна «формула» бюджетной стратегии: как бы ночь простоять да день продержаться — а далее хоть трава не расти. Где бы у кого да больше выпросить—забрать, чтоб закрыть бюджетные дыры, — вот в чём вопрос…

Итак, в проекте бюджета Екатеринбурга доходы рассчитаны на 2015 год в объёме 31,16 млрд. рублей — расходы около 33,04 млрд.; на 2016 год — 31,1 млрд. и 32,6 млрд. соответственно; на 2017 год — 32,39 и 34,18 млрд.

Размер дефицита бюджета колеблется от 1,5 до примерно 1,9 млрд. рублей, или в диапазоне 7,7—10%, и верхний предел внутреннего муниципального долга находится на уровне 4,2 млрд. рублей — практически одинаков на каждый год трёхлетки.

Таким образом, Екатеринбург будет, как всегда, жить по средствам — первое; но все социальные обязательства будут непременно исполнены — второе; ну а в-третьих: бюджет города инвестиционный, и как всегда, под решение обозначенных задач будут изыскиваться инвестиционные ресурсы. Это могут быть доходы от управления муниципальной собственностью, ресурсами городской земли, вступление в социальные федеральные программы и проч.

В проекте бюджета Свердловской области мы обнаруживаем, что дефицит бюджета планируется на рекордном, а по меркам сегодняшнего дня прямо-таки фантастическом уровне: на 2015 год — почти 29 млрд. рублей (доходы — 174,6 млрд., расходы — 203,6 млрд.). И размер государственного внутреннего долга области зашкаливает. Верхний предел его, составив по итогам 2015 года 84,7 млрд. рублей, к концу 2017 года вырастет до 126,4 млрд. рублей.

При этом малопонятно, во всяком случае из представленного документа отнюдь не явствует, за счёт чего такой огромный дефицит областные власти собираются уменьшать в последующие годы. Я не имею в виду то снижение, что нарисовано на бумаге, — спланировать на бумаге можно как угодно! — речь о реальных доходах с экономики региона.

Ведь в так называемом базовом варианте прогноза социально-экономического развития области, составленном в том же региональном правительстве, предполагается «сохранение доминирующих в настоящее время тенденций, которые усугубляются сложной геополитической ситуацией в мире». Ссылаются в областном руководстве на «негативные последствия от введения международных и ответных российских санкций на экономику региона» — что само по себе уже смахивает на дурной вкус, если не сказать жёстче. То есть предполагается, что роста может не быть и далее, и на это следует «ориентироваться» (ведь «тенденция» нынешнего года уже областным кабинетом просчитана: индекс промышленного производства по 2014 году 99,3%!), либо, если как-то и удастся «вывернуться», то рост будет мизерным.

В общем, из тезисов обсуждения вопроса на заседании кабинета следует, что там чуть не все неудачи в экономической политике склонны объяснять внешними факторами.

На мой же взгляд, такие формулировки резонно назвать попыткой оправдаться: война санкций началась этим летом, а экономика края стабильно катится под гору с лета прошлого года; соответственно, говорить надо о внутренних причинах. О неумелом обращении с финансами региона, невнятных действиях по поддержке бизнеса, надуманных и не приносящих отдачи проектах, так и не сложившейся системе взаимоотношений между нынешней областной властью и региональными элитами, о диктате в отношениях с муниципалитетами и нежелании опереться на тех, кто может и готов экономику вытянуть, etc.

Но раз критического подхода нет, можно предположить, что для ликвидации дефицита в областном руководстве пойдут по проторённой дорожке. За деньгами муниципалитетов-доноров (вообще-то в таком статусе, похоже, один Екатеринбург), траншами Федерации (Средний Урал с протянутой рукой — дожили!), новыми кредитами.

Не думаю, что для областных властей статус Екатеринбурга, как локомотива всей экономики и основного поставщика (более 60%!) средств регионального бюджета, неясен. Но тогда тем более непонятно, почему ставится задача раздеть Екатеринбург окончательно, вместо того чтобы оставить ему с собранных на его же территории налогов достаточно средств — на развитие? На городские дороги, например…

Очень ёмко по этому поводу высказался на днях в программе «Открытая студия. Екатеринбург» заместитель главы администрации города по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр ВЫСОКИНСКИЙ. Есть прямая связь между объёмом доходов, которые Екатеринбург даёт в областной бюджет, и инвестициями, которые в него вкладываются. И вложения в Екатеринбург «окупаются новыми доходными источниками, которые в итоге увеличивают областной бюджет». А если Екатеринбург, как локомотив, не заправлять, он может остановиться, оценил ситуацию Высокинский.

Но тогда и для области отпадёт один из главных источников регионального бюджета, добавим мы.

erid: erid: