Кризис — не значит «всех на мороз» » новости Екатеринбурга и УрФО

Кризис — не значит «всех на мороз»

28-01-2015, 08:00
Кризис — не значит «всех на мороз»
Фото:

Сразу же после громкого заявления российского вице-премьера Игорь ШУВАЛОВА, сделанного на Давосском форуме, мол, нам всем нужно готовиться к росту безработицы — в Екатеринбурге прошёл первый съезд движения «В защиту человека труда». Его участники — среди коих замечены даже губернаторы УрФО — говорили с трибуны много правильных слов: про переломный момент в истории страны, про финансовый бойкот, объявленный России коварным Западом, про уникальный шанс для развития импортозамещающих технологий, про опасность массовых увольнений в частном секторе экономики, про нежелательность конфликтов и забастовок, про «пятую колонну»… Даже резолюцию приняли на тему «Что такое внутренние враги и как с ними бороться».

Параллельно в Москве обсуждали другой, куда более серьёзный и интересный документ: антикризисный план, разработанный федеральным Минэкономразвития, одобренный Президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ и переданный на обсуждение депутатам Госдумы. И немалая часть из тех полутора триллионов рублей, что запланированы планом на поддержание экономики, должна как раз пойти на борьбу с безработицей. В частности, 50 миллиардов рублей будут направлены регионам на организацию временной занятости для людей, которые уже потеряли работу или находятся под риском увольнения, а также различным рекрутинговым агентствам в качестве компенсации их расходов на трудоустройство сокращённых работников. На эти же деньги региональные власти должны организовать опережающее профессиональное обучение и стажировки для сотрудников промышленных предприятий, которые из-за кризиса оказались в «зоне риска».

Логическая цепочка «кризис — массовые сокращения» уже настолько прочно укоренилась в нашем сознании, что иного сценария мы и не представляем. Хотя есть и другие способы удержать предприятия на плаву — просто они по базе не менее травматичны. Например, Великобритания, Ирландия и Греция в кризис 2008/09 года сокращали не сотрудников на предприятиях, а зарплату госслужащих, вводили новые налоги и ужесточали действующие, а Испания и Венгрия, наоборот пошли на смягчение налогового бремени для предпринимателей, рассудив, что обществу и государству выгодней, чтобы те сохранили, а ещё лучше создали дополнительно рабочие места.

В России пока, по словам вице-премьера Правительства РФ по социальным вопросам Ольги ГОЛОДЕЦ, ситуация относительно стабильна: на 873 тысячи официальных безработных имеется 1,304 миллиона вакансий. Но ситуация стремительно ухудшается. АвтоВАЗ составляет списки на увольнение более чем тысячи сотрудников; в Воронеже из-за сокращений закрывается целый банк; в Челябинской области «накрыло» ЧТЗ и миасский «УралАЗ». Правда, в последний момент руководство ЧТЗ получило крупный госзаказ и от планов сокращать персонал пока отказалось.

В Свердловской области в списке «на вылет» пока значатся всё те же: Новолялинский целлюлозно-бумажный комбинат, Нижнесалдинский метзавод, «Волчанский уголь», «Ураласбест», Высокогорский ГОК, Екатеринбургский электровозоремонтный завод. Причины — в каждом случае свои. Но уже понятно, что клинчевой ситуации на том же электровозоремонтном заводе легко удалось бы избежать, если бы власти Свердловской области — по примеру своих челябинских коллег — встали бы грудью на защиту «портфеля госзаказов»…

Но на промышленных предприятиях, по крайней мере, процесс сокращений жёстко контролируют профсоюзы в отличие от частных фирм, работающих в сфере торговли, общепита и развлечений. Там царит почти полный произвол работодателей. В Санкт-Петербурге, к примеру, одна из закусочных сетей в одночасье выставила «на мороз» 600 сотрудников, причём не по сокращению, как положено по закону, а по хитрому приказу о простое. В чём разница? В ситуации с «простоем» уволенным выплачивают всего 2/3 среднемесячного оклада. Чем мотивирует менеджмент сети такой произвол? А ничем.

В Екатеринбурге другая сетевая структура с головным офисом в Москве просто поменяла «правила игры» на ходу: вместо почасовой оплаты выдала сотрудникам на руки 40% от их оклада. Правда, пока об увольнениях там речь не идёт. А если зайдёт? Не исключено, что разговор будет вестись примерно в том же ключе: пишите по собственному, выплатим за два месяца (в реальности работники получат едва ли половину от обещанной суммы компенсаций) или оформим как работу в простой, тогда получайте свои жалкие две трети оклада и будьте счастливы, что вас не гонят за ворота…

Впрочем, такой расклад тоже ещё не «самое дно»: по словам руководителя госинспекции труда по Свердловской области Фёдора КРАВЦОВА, от 30% до 50% работников предприятий Свердловской области страдают от регулярных задержек зарплаты, а при увольнении — от невыплаты компенсаций за неиспользованный отпуск или декретные. По состоянию на январь 2015 года сумма задолженности 46 предприятий-банкротов перед своими работниками составляет 367 миллионов рублей, а в ещё 13 действующих компаниях — около 30 миллионов рублей. А теперь внимание, вопрос: что мешает руководителям, и в стабильные годы допускавшим такие нарушения, сейчас заявить: «Извините, ребята, кризис на дворе, работайте пока за «спасибо», а кому не нравится — заявление на стол?».

Так что защищать человека труда, без всякого сомнения, надо. Только вот угрожают его благополучию не сферические в вакууме «пятые колонны», а факторы, лежащие на поверхности и имеющие в списке виновников вполне конкретные имена: беззаконие и произвол со стороны работодателей, некомпетентность и равнодушие региональных чиновников, «отвечающих» за стабильность в экономике и на рынке труда, и губительная привычка многих топ-менеджеров ставить во главу угла не человека, а прибыли, а значит, и решать проблему падения прибылей, ломая о колено судьбы живых людей.

erid: erid: