Жёстче регулирование цен — больше дефицита » новости Екатеринбурга и УрФО

Жёстче регулирование цен — больше дефицита

10-02-2015, 08:00
Жёстче регулирование цен — больше дефицита
Фото:

По отдельным категориям товаров цены менее чем за три месяца поднялись на 200—250%. При том, что многие товары, особенно продовольствие, производятся в России и, казалось бы, не зависят от курса доллара или наложенных на Россию экономических санкций.

Очень многие, в том числе лица высокопоставленные, убеждены, что за взлётом цен стоят чисто субъективные факторы. Если говорить просто — «борзота» производителей и торговцев, которые на полную катушку воспользовались готовностью напуганных ростом валюты граждан платить по новым ценникам. На что, как убеждена значительная часть общества, у бизнеса никакого морального права нет: даже в спокойные времена популярным было понятие «справедливой цены», то есть себестоимость плюс некая «приличная», не слишком высокая норма прибыли.

Так что нет недостатка в предложениях законодательно ограничить цены. Тем более что механизм уже обкатан: десятилетиями у нас ограничена цена на ряд лекарственных препаратов и продукцию естественных монополий — билеты на транспорт, цена на электроэнергию и отопление для граждан…

Но именно эти примеры свидетельствуют, насколько неоднозначен этот путь. Регулирующему органу легко оспаривать представленную предприятием смету себестоимости — ведь чиновники не несут ответственности за конченый результат. А потому, например, транспортникам не соглашаются включить в себестоимость затраты на ремонт и развитие — вот у нас и ходят ржавые трамваи. А коммунальщики просто не смогут свести концы с концами, если… будут вести бизнес честно. Итог — бесконечное шулерство в счетах, «разбодяживание» горячей воды холодной и неубранные дворы.

Что будет, если установить цену на картофель ниже себестоимости? Два варианта, одинаково невесёлых. Картофель повезут порченый, чтобы себестоимость всё-таки стала ниже цены, и никакому потребнадзору с этим не совладать. Или картофель перестанут продавать вообще. Невозможно же обязать человека заниматься конкретным видом бизнеса и бизнесом вообще.

Экономические законы действовали даже в СССР, даже в директивной экономике. Когда установленная государством цена не соответствовала реальным затратам, от производства этого товара или торговли им отлынивали, выдумывая массу убедительных аргументов. И рождался дефицит, столь хорошо знакомый пожившим в то время. Кстати, другой атрибут того времени — очереди — тоже ведь был разновидностью дефицита, дефицита торговых мощностей…

Нынче-то себестоимость неумолимо лезет вверх. Выращен картофель в России, но при помощи импортных тракторов, цена на запчасти для которых взлетела вместе с курсами валют. Фермеру приходится брать кредиты в банках, и выплачиваемые проценты тоже являются частью себестоимости. Игнорировать всё это, пытаясь командовать экономикой «ать-два», — порочный путь.

Правда, повторять с блаженной улыбкой «рынок всё расставит по местам» — тоже абсурд, тоже крайность, просто противоположная. Психологические факторы, та самая «борзота» тоже ведь имеет место быть. В теоретической, «сферической в вакууме» экономике неумеренные аппетиты обуздывает конкуренция, борьба за покупателя. Борзей сколько хочешь, просто твой покупатель завтра уйдёт к твоему конкуренту, у которого дешевле. Но чтобы это работало, должна существовать мощная конкуренция. Которой у нас нет. Вообще нет или пока нет — в данном случае не столь важно, надо ведь решать, что делать прямо сейчас.

Кроме того, даже очень либеральные экономисты признают, что естественное саморегулирование экономики в резких изменениях обстановки не успевает сработать, слишком это инертная махина.

Чтобы цены не взлетали, валютная компонента в себестоимости должна уменьшаться. Вот для чего нужно импортозамещение. Сейчас для этого экономический стимул налицо, но в полной мере справедлива поговорка: «Женщина не выносит ребенка за шесть месяцев, даже если ей дать миллиард рублей». К сожалению, ситуация сейчас отличается от 1998 года, когда импортные конфеты на прилавках стремительно были заменены отечественными. Тогда были простаивавшие производства, которые можно было быстро запустить, сейчас их нет. Чтобы заменить импорт того и сего, нужны годы подготовки.

И особняком, конечно, стоит проблема дорогих кредитов.

А пока экономика не пришла к новому равновесному состоянию — государство должно вмешиваться. Но запретами и директивными установлениями — в последнюю очередь.

— Помощь сельскому хозяйству будет оказана в размере около 200 млрд. рублей по разным направлениям. Надеюсь, что аграрии это почувствуют, — сказал Владимир ПУТИН на своей традиционной пресс-конференции в декабре прошлого года.

Понижение Центробанком ставки межбанковского кредита на 2 пункта замедлило рост цен. Рубль также остановил падение и зафиксировался по отношению к доллару и евро в определённом «коридоре». Эксперты прогнозируют, что скачкообразно цены расти уже не будут, а по ряду продовольственных товаров, возможно, будет и небольшое снижение: торговля и оптовики сами не захотят оставаться без прибыли. Чаши весов по спросу и предложению сравняются. Жёсткое государственное регулирование цен не понадобится.

—Начиная со второго квартала 2015 года мы ожидаем снижение динамики продовольственных цен. Для этого есть весь набор факторов: производители адаптируются к новым условиям, идёт диверсификация поставок по импорту. Кроме того, глобальный индекс продовольствия — минус 7%, — заявил глава Минэкономразвития Алексей УЛЮКАЕВ.

erid: erid: