Село в «блокаде» банков и… безвластия » новости Екатеринбурга и УрФО

Село в «блокаде» банков и… безвластия

25-02-2015, 08:00
Село в «блокаде» банков и… безвластия
Фото:

Ещё в советские времена, когда в телевизоре румяные комбайнёры ежедневно молотили по 300 центнеров с гектара, а в магазинах таяли последние запасы колбасы и молока, в отношении посевной и уборочной кампаний закрепился красивый, но двусмысленный термин «битва за урожай». Но если битва, то кто же коварный враг, не желающий этот самый урожай отдавать без боя? Где как. В одних регионах — засуха, в других — излишне суровая зима, в третьих — наоборот, малоснежная, в чётвертых — неудобные для земледелия почвы… Стихия, понимаешь.

К концу советской эпохи все уже понимали, в чём настоящий корень бед. А потому легко поверили, что в новых, свободно-рыночных условиях хозяйствования сельское хозяйство обязательно воспрянет.

Нас подвело то, что мы очень плохо знали жизнь тех стран, на которые решили равняться. В данном случае мы не знали, что в развитых странах Запада аграрии давно уже не работают в условиях свободного рынка. Их обеспечивают льготными кредитами и даже госдотациями. Иначе им не выжить. Кстати говоря, во Франции или Германии селян спонсируют не только ради обеспечения «продовольственной безопасности», но и потому, что село — единственный сегодня хранитель традиционного образа жизни, национальной самобытной культуры. Города-то в условиях глобализации везде похожи друг на друга, космополитичны.

У нас селу пытаются помогать, но помощь получается какая-то странная. В ныне проклинаемые годы «застоя и упадка» Свердловская область гордилась своим птицепромом. А нынче мы читаем новости о… предбанкротном состоянии тех самых птицефабрик. Непосильной оказалась конкуренция с импортом? Но давно уж не видно на прилавках ни «ножек Буша», ни тем более свежего куриного яйца.

А нынешней весной посевная кампания в нашей области может вообще сорваться из-за… отсутствия оборотных средств у предприятий АПК. Говоря по-простому — у аграриев области нет ни копейки, чтобы закупить семена, ГСМ и удобрения.

Справедливости ради надо сказать: наш регион не один в такой неприятной ситуации, по всей стране — дефицит денег на весенне-полевые работы. Депутаты Госдумы РФ на днях даже направили в правительство письмо с просьбой выделить на нужды АПК дополнительно 15 млрд. рублей из бюджета. Иначе к осени в зерновом интервенционном фонде скопится не больше 1,58 млн. тонн зерна — то есть примерно в девять раз меньше, чем это необходимо просто для поддержания сельхозотраслей на плаву. Депутаты опасаются, что из-за падения доходов населения подскочит спрос на дешёвые виды продовольствия, и аграрии, если им сейчас не помочь, не смогут обеспечить увеличившийся спрос. Что означает — либо продуктовые карточки для малоимущих (а может, и для всех), либо те самые малоимущие граждане окажутся перед реальной перспективой голода.

Урожай нынешнего года даже по предварительным прогнозам будет далеко не сказочным: по озимым культурам потери ожидаются в районе 20%, значит, аграриям придётся тратить дополнительные средства на пересев. Где взять эти средства? Либо в бюджете, либо — опять кредитоваться, причём по повышенным из-за известных событий процентным ставкам. Проблема в том, что львиная доля сельхозпроизводителей и так уже закредитована до предела. А бюджетных 14,4 млрд. рублей, уже выделенных государством на поддержку аграриев, — мало, мало, мало. Нужно ещё столько же. А у государства в связи с кризисом оборотных средств для прямых инвестиций в агросектор — острый дефицит.

Значит, что? Значит, опять идём с протянутой рукой к банкирам. А банки, до сего момента исправно кредитовавшие сельхозпроизводителей, в связи с кризисом внезапно взяли и заморозили выдачу займов — несмотря на принятую федеральным Минсельхозом программу государственного субсидирования процентных банковских ставок. Мол, ситуация с процентными ставками пока неясная. А те, которые согласны рискнуть, оформляют документы с черепашьей скоростью. Вот и получается: даже если повезёт и фермеру одобрят нужную сумму кредита в феврале — получит он эти деньги только в апреле. А значит, чисто физически не успеет приступить к посевным работам.

Поэтому областным предприятиям АПК, чтобы не вгонять регион в ситуацию продовольственного дефицита (по сравнению с которым дефицит конца 80-х годов прошлого века покажется милой детской сказочкой), пришлось пойти на хитро вывернутый манёвр с участием местных молокозаводов. Схема проста: молокозаводы, имеющие гарантированную прибыль с продажи, а значит, в глазах банкиров вполне платежеспособные, берут в банках 700 млн. рублей под свои проекты, а полученные деньги выдают авансом по реестру сельхозпроизводителям. А те, в свою очередь, на этот «субкредит» закупают удобрения. После чего в дело вступают субсидии федерального и областного бюджетов — 600 млн. рублей, которые с большой долей вероятности пойдут на погашение части процентной ставки. Заметим — только части и только процентов. Основное же «тело» кредита молокозаводы будут выплачивать своими силами, читай — с выручки от продажи нам, потребителям, своей продукции. И тут к гадалке не ходи — цены на молоко, масло и кефир в регионе опять взлетят до небес. Но это, как ни крути, лучше, чем вообще остаться и без молока, и без хлеба на столе.

Аграрии, мягко говоря, в шоке от создавшейся ситуации. Сами себя они уже сравнивают с «блокадниками» — ибо кормят страну, а сами сидят на голодном пайке. Тревожит их и то, что за последние полгода это уже второй случай «форс-мажора на полях», который областное руководство могло бы предотвратить, если бы по-настоящему заботилось об агропроме. Прошлой осенью из-за ранних снегопадов погибла часть урожая овощей и зерновых — а областники только после ЧП сели за проработку мер поддержки аграриев. Хотя погодные сводки от Уралгидромета наверняка получали задолго до разгула стихии. Да, собственно, и без Уралгидромета известно, что на Урале осень приходит подчас рано и резко.

Хотя это нам, коренным, известно. Вполне возможно, что выросший на тюменских северах губернатор считает Свердловщину «реальным югом». А курирующий те же птицефермы, находящиеся в госсобственности, Алексей ПЬЯНКОВ, напротив, до сих пор живёт в системе климатических представлений Астрахани, где он заканчивал школу. Но, думается, причина в другом — в отсутствии у них у всех вкуса к хозяйственной деятельности. С грустью уже вспоминаются времена губернатора РОССЕЛЯ, который и сам был хозяйственником до мозга костей, и на посты в правительстве расставлял людей с аналогичными биографиями, с теми же наклонностями. Да, подчас они ошибались — но своим делом они буквально болели.

С нынешними же их преемниками нам, похоже, остаётся надеяться на поставки съестного из соседних регионов…

erid: erid: