Пора вспомнить, чьи плюшки » новости Екатеринбурга и УрФО

Пора вспомнить, чьи плюшки

10-04-2015, 08:00
Пора вспомнить, чьи плюшки
Фото:

Идея «Большого Екатеринбурга» вызрела и упала на политическую арену более десяти лет назад. В ходе разработки Стратегического плана развития города стало очевидным, что имеются явные экономические и социальные предпосылки объединения столицы Урала с городами-спутниками. Архитекторы, общественники, представители городской власти сходились во мнении, что одному из крупнейших российских городов не избежать пути большинства мировых мегаполисов, превращающих территории на всё большем расстоянии в свои пригороды.

В Екатеринбурге на постоянной основе трудятся десятки тысяч жителей городов-спутников, которые для своего передвижения нуждаются в развитой транспортной инфраструктуре. Однако полноценно наладить её возможности нет, ибо — нет единого административного центра, нет единого бюджета для подобного проекта. Опять же, городское хозяйство, коммунальные предприятия выгоднее развивать в расчёте на потребителей из нескольких городов, так как «эффект масштаба» позволяет сэкономить огромные деньги, нежели каждый муниципалитет будет городить свой «огородик».

Отсюда и «танцевала» идея объединения, которое позволит обеспечить равномерное экономическое и социальное развитие городам «первого пояса» — Среднеуральску, Верхней Пышме, Берёзовскому, Арамилю, а также представителям «второго пояса» — Первоуральску, Сысерти, Ревде, Дегтярску, Полевскому. Став единым мегаполисом, можно замахнуться на большие перспективы, и они окажутся по силам. Однако политические элиты городов-спутников оказались вовсе не заинтересованы в реальной интеграции и объединении. Никто не хотел терять самостоятельность своей «вотчины». И проект увяз.

Так что можно было бы порадоваться сегодня, когда губернатор Свердловской области вновь выводит эту идею в повестку дня. Но, к сожалению, многое настораживает. Например, нет ясности, какая форма для объединения предлагается. Агломерация без единого центра? Так это, по остроумному сравнению сенатора Аркадия ЧЕРНЕЦКОГО, будет то же самое, что СНГ — красивая идея объединения равных и суверенных неизбежно вырождается в говорильню без реального дела. Или, может быть, нам предложат недавно появившуюся в законодательстве модель организации муниципальной власти с районными думами? Именно так сделали южные соседи, присоединяя к Челябинску окрестные городки и районы.

Однако это подразумевает расчленение Екатеринбурга на несколько «округов», а города-спутники станут такими же округами. Но тогда получится, что в каждом «округе-спутнике» есть все необходимые элементы городского хозяйства, это же самодостаточные муниципалитеты. А вот в бывшем Екатеринбурге каким-то образом придётся поделить между округами общегородское хозяйство — больницы, театры, общественный транспорт. Такое объединение через расчленение сулит «весёленькую жизнь» екатеринбуржцам…

Да и пример Челябинска, если честно, не вдохновляет. Там реформа оправдала худшие ожидания, обернувшись хаосом и «бюджетным шулерством». Сколько говорили о том, что районы получат собственные деньги для решения местных проблем и это приблизит власть к людям! Получили. В десять раз меньше, чем раньше получали из городского бюджета по «проклятой смете». Мол, ради свободы надо идти на жертвы… Причём в общегородском котле высвободившихся денег тоже нет. Оба уровня власти муниципалитета теперь имеют денег существенно меньше, чем до реформы имел один… Куда ушли деньги? В областной бюджет. Не иначе как ради этого и пробивали реформу областные чиновники…

Красивая и здравая идея объединения становится обёрткой для передела власти в пользу «области». Этого особо даже не скрывают. Губернатор КУЙВАШЕВ заговорил о необходимости единой градостроительной политики в пределах «Большого Екатеринбурга» — и под аккомпанемент этого несколько депутатов Екатеринбургской гордумы внесли предложение… передать МУГИСО полномочия по выдаче градостроительных планов земельных участков, а также выдаче разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию, на реконструкцию объектов капстроительства. Всё это федеральное законодательство относит к полномочиям местного самоуправления? «Нет, не слышали». Казалось бы, какая разница для рядового гражданина, кто «рулит вопросом». Однако нынешняя областная власть от граждан дистанцировалась, она укомплектована персонами, которые выросли не здесь и не особо скрывают, что намерены вскоре убыть к новому месту службы. Будут ли они решать вопросы градостроительства, которые определяют жизнь города на десятилетия, с должной мерой внутренней ответственности? Сомнительно, особенно если посмотреть, как то же МУГИСО разбазаривает екатеринбургские памятники истории и архитектуры.

Показательный пример последних дней: губернатор подписал соглашение о развитии «Большого Екатеринбурга» с руководителем УГМК Андреем КОЗИЦЫНЫМ. Ладно, допустим, что уважаемому горно-металлургу принадлежит власть в Верхней Пышме, и это перестали скрывать даже формально. Но где в этом соглашении подписи муниципальной власти Екатеринбурга? Или губернатор намекает, что теперь правитель города — он? Вот он, нами не избиравшийся ни в каком качестве?

Пора, видимо, вспомнить, кто на чьи деньги живёт. Областной бюджет на две трети — налоговые поступления от нас, екатеринбуржцев, и предприятий, где мы работаем. Это мы оплачиваем зарплату губернатора, тайский вояж Алексея ПЬЯНКОВА, квартиру Галины КУЛАЧЕНКО и многомиллиардные забавы «Корпорации развития Среднего Урала». И уж право самим решать, каким быть нашему городу, мы точно заработали.

erid: erid: