Площадь для пересадок или прогулок? » новости Екатеринбурга и УрФО

Площадь для пересадок или прогулок?

5-06-2015, 08:00
Площадь для пересадок или прогулок?
Фото:

Когда ты любишь свой город, очень хочется, чтобы у него были достойные «ворота» — то место, где знакомство с городом начинают гости. А если ты ещё к тому же любишь путешествовать, то возникает ещё одно желание — чтобы долгожданное путешествие начиналось красиво и с комфортом.

В Екатеринбурге есть ультрасовременный аэропорт, известный по всей России. Железнодорожный вокзал подкупает другим — вальяжной старомодностью. Но вот площадь перед ним уже несколько десятилетий остаётся большой проблемой.

Ежегодно через наш железнодорожный узел проходят миллионы и миллионы пассажиров. Ежедневно приезжают-уезжают волны «маятниковых мигрантов», отправляются в путь и возвращаются сами екатеринбуржцы, люди со всех концов страны совершают здесь пересадку, иногда часами ждут следующего поезда. То есть площадь эта — прежде всего, постоянный людской поток, который не прекращается и ночью. Хотя значительную долю пассажиров взяло на себя метро, здесь по-прежнему сходятся 32 троллейбусных, автобусных и трамвайных маршрута, маршрутки и такси. И с каждым годом всё больше личного автотранспорта. Места не хватает катастрофически.

К тому же любая привокзальная площадь — это неизбежно «торговый центр». Пассажирам нужно поесть сейчас или взять в дорогу, нужны лекарства и самые разные промтовары. Никаких проблем, малый бизнес готов исполнить любой социальный заказ, но как добиться, чтобы бизнес этот стал цивилизованным, избежать шума и гор мусора? Как выбить с площади криминал, который привлекают массы людей, вдобавок усталых, невыспавшихся, оглушённых чужим огромным городом?

Ещё одна сложность этой площади — невидимая обычному человеку, организационная. Это же «дитя семи нянек». Земельный участок находится в федеральной собственности, им распоряжается МУГИСО. Благоустройством, содержанием дорог и транспортных развязок на этом пятаке занимаются городские власти и областной минтранс. Общественный порядок здесь поддерживается силами ведомственной охраны железной дороги, управлением внутренних дел на транспорте и полицией общественной безопасности.

О глобальной реконструкции привокзальной площади речь идёт уже добрых 15 лет. Проектов было предложено множество. Не станем заглядывать очень далеко назад. В 2009 году Владимир СУПРУН, будучи начальником Свердловской железной дороги, заявил тогдашнему главе Екатеринбурга Аркадию ЧЕРНЕЦКОМУ о своей готовности «кардинальным образом» переоборудовать привокзальную площадь: решить вопрос с парковкой автомобилей и движением общественного транспорта, с павильонной и уличной торговлей. В свою очередь мэр сообщил, что муниципалитет получил заявку от крупной коммерческой структуры на проведение реконструкции площади и на освоение подземного пространства под ней. Аркадий Михайлович тогда советовал железнодорожникам детально проработать свои предложения и вместе с эскизным проектом реконструкции привокзального пространства представить их в Главархитектуру городской администрации. Но денег на реализацию задуманного так и не нашлось.

В 2012 году новый начальник СвЖД Алексей МИРОНОВ вернулся к вопросу о реконструкции привокзального пространства. Было выдвинуто сразу три проекта, один из которых предусматривал нечто совсем грандиозное: реконструкцию транспортной развязки с отселением жителей домов с восточной стороны привокзальной площади. Вместо них там предлагалось построить двухъярусный подземный паркинг, автостанцию и комплекс остановок общественного транспорта. Но дальше предложений дело вновь не двинулось.

Тем временем инфраструктура самой площади понемногу стареет. Она не отвечает не то что современным требованиям, она застряла где-то далеко в прошлом веке. Косметические ремонты уже не могут скрыть её возрастных морщин. Если сравнить площадь перед аэропортом Кольцово и железнодорожным вокзалом, то авиаторы одержат «победу нокаутом». Вокзал постепенно начинает окружаться высотными зданиями: Центр перевозок, «Призма», скоро начнётся реконструкция мельницы Борчанинова и Первушина с включением их в жилой комплекс, где доминантой также станет высотка. Вместо пакгаузов по улице Вокзальной, 12, что напротив Северного автовокзала, также встанет новое, очень стильное административное здание. Пора, давно пора осовременить и саму площадь.

Восемнадцатого марта нынешнего года муниципалитет уральской столицы и руководство Свердловской железной дороги договорились сообща наводить порядок в зонах своей ответственности на привокзальной площади и окружающей её территории. Такое решение было принято на специальном совместном совещании, которое провёл заместитель главы администрации муниципалитета по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгений ЛИПОВИЧ. Городские власти в первую очередь приведут в порядок главную достопримечательность — памятник бойцам Уральского добровольческого танкового корпуса. Он будет помыт, покрашен, работники службы благоустройства освежат расположенные вокруг него газоны и деревья, а руководство СвЖД рассмотрит вопрос об организации дополнительной подсветки памятника в вечернее и ночное время.

Муниципалитет отремонтирует столбы освещения и опоры контактной сети, расположенные на площади и примыкающем к ней пространстве, приведёт в порядок расположенные здесь павильоны остановок общественного транспорта, заменит повреждённые элементы ограждения между пешеходными и транспортными зонами. Изменения также коснутся и расположенных вблизи вокзала объектов нестационарной торговли и наружной рекламы. Практически все торговые и общепитовские киоски, трейлеры и лотки под контролем муниципалитета будут удалены, а департамент управления муниципальным имуществом городской администрации упорядочит процесс дислокации и наполнения установленных на площади и вокруг неё наружных рекламных конструкций. В ходе переговоров было выдвинуто предложение ограничить возможность заезда частного автотранспорта на площадь. Такие встречи проходят в рамках подписанного ещё в бытность губернатором Александром МИШАРИНЫМ в октябре 2011 года соглашения между администрацией Екатеринбурга, правительством Свердловской области и ОАО «Российские железные дороги» о сотрудничестве в области обустройства и развития территории, прилегающей к железнодорожному вокзалу станции Екатеринбург-Пассажирский.

Из нынешних 30-летних мало кто себе представляет, как ужасно выглядела привокзальная территория лет 25 назад, в период зарождения кооперативов, в лихие 1990-е. Сегодня здесь всё относительно цивилизовано. Но ключевое слово — «относительно». Мы спрашивали горожан на самой площади, какой они хотели бы её видеть. Ответы можно уложить в два слова: просторной и чистой. Следовательно, весь транспортный узел с неё нужно убирать. Куда? Под землю. Что-то нужно делать и с пятиэтажками, сжимающими площадь. Для реализации такого проекта нужны десятки миллиардов рублей и, главное, — время. Нужен инвестор. Вечная слава и добрая память екатеринбуржцев ему гарантируется. Пространству требуется один хозяин — может быть, имеет смысл всем заинтересованным ведомствам и структурам на паях создать управляющую компанию? Одним словом, назрел момент, когда нужно выработать и принять какую-то концепцию развития этой территории. Некоторые опрошенные в идеале здесь видят пешеходную зону, аналогичную улице Вайнера и площади перед старым вокзалом — чтобы скамейки, клумбы, урны, тележки с мороженым…

Через 3 года Екатеринбургу встречать футбольных болельщиков. А там и до 300-летия города недалеко. Очень не хотелось бы, чтобы убогий вид привокзальной площади испортил им впечатление от города сразу после выхода из поезда.

erid: erid: