Терять всегда неприятно. В том числе багаж, не прилетевший с вами из отпуска. И во сто крат неприятнее, если эту потерю, случившуюся не по вашей вине, при получении придётся… оплатить.
Звучит как бред? Тем не менее такое случается.
Единственное, до чего додумываются пострадавшие, — это написать заявление о том, что по прилёте не получили багаж. При перелёте внутренними авиалиниями этой меры достаточно. Но на международных рейсах действуют другие, более строгие правила. Простого заявления о пропаже тут недостаточно.
Увы, но выясняются эти детали слишком поздно. В тот момент, когда у недавних пассажиров, пришедших за нашедшимся спустя время багажом, просят его, по сути, выкупить…
— Потерянный багаж, который вы получаете намного позднее своего прилёта на территорию России, является несопровождаемым багажом, то есть прилетевшим отдельно от вас, — поясняет начальник правового отделения Уральского таможенного управления Наталья ХЛУТЧИНА. — И если его вес вместе с тем багажом, который вы перевозили с собой при перелёте (поскольку он и его вес уже зафиксированы в билете. — Прим. ред.), превышает разрешённую норму, то приходится это превышение оплачивать.
Как напомнили в таможне, с освобождением от уплаты таможенных платежей могут быть перемещены товары для личного пользования весом не более 50 кг и стоимостью, не превышающей 10 000 евро. А всё, что сверху, что, по сути, самостоятельно «путешествует» международным рейсом, — оплачивается владельцем по тарифу 4 евро за килограмм багажа.
По сообщениям пресс-службы Уральского таможенного управления, с начала 2015 года в Кольцовскую таможню с жалобами уже обратились более 70 человек, прилетевших из-за границы и получивших свой потерянный багаж лишь после уплаты за него неведомой им таможенной пошлины.
— Что делать, если вы не обнаружили свой чемодан на ленте транспортёра? Первым делом, после того как будет написано заявление о пропаже, необходимо, не выходя из зоны прилёта, подойти к любому сотруднику таможни и попросить два экземпляра пассажирской таможенной декларации. Потом заполнить оба документа, указав в них сведения о находящихся при вас вещах (либо их отсутствии). Важно: в графе «несопровождаемый багаж» указать количество потерянного багажа, — объясняет Наталья Михайловна.
Вспомним, перед каждым прилетающим домой авиапассажиром возникает два пути — зелёный и красный коридоры. Красный предназначается для тех, кто прибыл со специальным багажом: тем, что относится к особому (антиквариат, оружие, животные), или тем, что облагается таможенными пошлинами… К этим «особым» видам багажа относится и потерянный. Поэтому…
— После того как декларация заполнена в двух экземплярах, необходимо проследовать по красному коридору зоны таможенного контроля и получить в заполненной декларации отметку сотрудника таможенного органа. Один экземпляр декларации необходимо оставить у себя, — поясняет Наталья Хлутчина.
В дальнейшем, когда багаж наконец найдётся, этот документ подтвердит тот факт, что по прибытии в Россию вы, по сути, не воспользовались правом беспошлинного ввоза товаров. А значит, товар, прибывший позднее вас, выкупать по «потерянному» тарифу не придётся.
Случаи потери багажа при перелёте нередки. Практически всегда пропажу возвращают в течение разного времени — от нескольких дней до нескольких недель. Правда, пассажир, впервые столкнувшийся с такой проблемой, не знает, куда бежать и как действовать.
— Если багаж не обнаружен на ленте, необходимо сразу обратиться к сотрудникам розыска багажа или службы Lost&Found, — поясняют в пресс-службе аэропорта Кольцово. — Здесь вам нужно написать заявление на розыск багажа. Как только пропажа отыщется, об этом вас обязательно уведомят.
К слову, делать то же самое — искать службу Lost&Found — при потере поклажи нужно и в заграничных аэропортах.
— Розыск багажа по правилам ведётся 21 день, — поясняют в пресс-службе «Кольцово». — В случае если вещи не будут найдены за это время, они считаются утраченными, и пассажир имеет право получить компенсацию.
Для её получения необходимо направить в адрес авиакомпании претензионное заявление, справку о неприбытии багажа и документы, подтверждающие неполучение багажа, а именно — посадочный талон и багажную бирку. Компенсацию каждая авиакомпания может выплачивать по своему усмотрению, но не менее 600 рублей за килограмм веса утраченного багажа при перелётах по России и 20 долларов США — при международных перевозках.
К авиаперелёту действительно нужно готовиться. И начинать… со знакомства с «Общими правилами воздушных перевозок». В этом документе около 250 пунктов. И большая часть касается нюансов перевозки грузов.
Имейте в виду — общепринятые правила корректируются в каждой отдельно взятой авиакомпании. И даже тому, кто в самолёте частый гость, не помешает периодически заглядывать в правила (не проблема найти их в Интернете), ведь в них регулярно вносятся изменения…
Вообще, конечно, разбираемая нами ситуация дикая: авиакомпания, которой вы доверили свой багаж, его потеряла, тем самым поставив вас в ситуацию, когда приходиться ещё и из своего кошелька расплачиваться за чужую ошибку.
Но и этот случай подпадает под известное: «Незнание закона не освобождает от ответственности». Поэтому вполне логичные в этой ситуации оправдания: «Я не знал» не сойдут за аргумент. По крайней мере, об этом говорит пример екатеринбуржца, тоже получившего счёт за потерянный и возвращённый спустя время багаж, обратившегося для разбирательства в суд и уже проигравшего аэропорту…
Советы в тему
1. Сделайте багаж отличным от других. Пусть он будет ярким или необычной формы.
2. Не забивайте чемодан слишком сильно. При погрузке он может лопнуть.
3. Относитесь бережно к багажным биркам. На ручке чемодана не должно быть других бирок (например, от предыдущих поездок), иначе его могут по ошибке отправить по старому адресу.
4. Возьмите с собой в салон самолёта все ценные вещи. Чем менее ценен ваш багаж, тем больше шансов получить компенсацию в случае его утери.
5. Избегайте коротких и частых пересадок. По статистике потери багажа чаще всего случаются при пересадках с самолёта на самолёт.