Грабёж… по упрощённой схеме » новости Екатеринбурга и УрФО

Грабёж… по упрощённой схеме

2-10-2015, 08:00
Грабёж… по упрощённой схеме
Фото:

Идея отобрать у Екатеринбурга часть налоговых доходов и право контролировать строительный бизнес, надо признать прямо, не первая в списке губернаторских «движух» по уничтожению Екатеринбурга. Скорее — контрольный выстрел в голову. Как мы все помним, в 2013 году губернатор Евгений КУЙВАШЕВ, едва-едва оседлав областной трон, первым делом взял и урезал городскую долю НДФЛ (составляющую 39% всех источников наполнения городского бюджета) до 18% вместо 30%. Затем областники отобрали у города контроль за неразграниченными землями. Затем попытались лишить столицу Урала прямых выборов мэра, а заодно и расчленить его на семь частей. Летом — изъяли у органов местного самоуправления полномочия по размещению наружной рекламы и запретили… главе города именоваться «главой». Так что нынешняя попытка оторвать от НДФЛ ещё два процента, а заодно и прибрать к рукам всю строительную индустрию, образование и медицину — из той же оперы.

Всё это было бы смешно, когда бы не было так страшно. Потому что при 15% Екатеринбург, даже очень сильно стараясь, сможет наскрести в городскую казну не больше 16 млрд. рублей собственных доходов — а значит, чтобы сохранить социальную направленность горбюджета (в том числе и высокие учительские зарплаты), какие-то его статьи так или иначе придётся ужимать. Например, дорожный ремонт, финансирование которого в 2016 году исходя из нынешних реалий составит всего 75% от уровня 2015 года. Или реконструкцию школ и больниц. Или дотации общественному транспорту (попутно позволив перевозчикам задрать тарифы, чтобы предотвратить массовое банкротство транспортных предприятий). А дороги-то ремонтировать надо, и школы с садиками строить тоже надо. И к футбольному чемпионату мира готовиться. Этой обязанности с города никто не снимал. Таким образом, Екатеринбург рискует по всем «фронтам» стать заложником областной милостыни, всех этих субсидий и субвенций субсидий, которые, не поверите, при новом бюджетном раскладе будут формироваться как раз из… отобранных у города 2% НДФЛ.

Правда, взамен область клянётся и божится отдавать Екатеринбургу (и прочим муниципалитетам) целых 15% от так называемой «упрощённой» системы налогообложения и поступлений от продажи патентов начинающим предпринимателям. Молочные реки и кисельные берега в одном флаконе. Но «упрощёнка» далеко не каждому предприятию подходит, в ней много подводных камешков. Например, превысила фирма нормативы по выручке или численности персонала — лишилась права на УСН. Продал предприниматель часть нематериальных активов — ему тут же выкатывают пени и дополнительный налог в плюс к упрощённому. А город при этом целых 6 лет будет сидеть с вымытыми ушами и ждать, когда закончатся введённые областниками налоговые каникулы для стартапов — тех самых, для кого «упрощёнка» и придумана. Арифметика этой филигранной разводки (или грабежа, кому какой термин больше по сердцу) очень проста: потеряв 2% НДФЛ, город лишается дохода в сумме 845 млн. рублей, а понадеявшись на «упрощёнку» и отчисления с патентов, получает взамен изъятых денег… всего 348 миллионов. Дальше — всё по накатанному сценарию: город затягивает поясок и идёт на поклон в область за субсидиями. А область ему: хочешь субсидий — пляши под мою дудку. Увольняй этого мэра, ставь вот этого. Строй не больницу, а помпезный дворец для жены-свёкра-деверя-племянницы начальника одного из областных главков. В особо охраняемой зоне причём. Рядом с памятником архитектуры.

А куда денешься? Кто платит, тот и музыку заказывает, известное дело.

Впрочем, это ещё не вся картина надвигающейся на город катастрофы. НДФЛ, в конце концов, не панацея для бюджета. Есть ещё земельные платежи и платежи с аренды земельных участков, составляющие 26,7% от суммы источников пополнения городской казны. И их Екатеринбург может в одночасье лишиться — если Заксобрание области примет законопроект депутатов КОНЬКОВА и ШАДРИНА, лишающий муниципалитет полномочий в сфере градостроительства. Каким образом? Очень просто. Формально, конечно, землю из ведения города никто изымать не будет. Да оно и не нужно. Просто отныне все вопросы, связанные со стройкой на территории Екатеринбурга — включая утверждение генплана, нормативов, землеотводы и разрешения на начало работ, разработку правил землепользования и застройки, — будет решать не муниципалитет, а МУГИСО. Реального толка от такой рокировки будет крайне мало (вспомним, каким пшиком закончилась история с передачей областникам неразграниченных земель) — а вот бюрократическая волокита в строительном бизнесе гарантирована железно. Вместо нынешних 180 дней строители будут ждать разрешения годами — значит, стройка в Екатеринбурге просто замрёт. А значит, замрут и операции по землеотводу, что кумулятивным образом ударит и по собираемости земельных налогов и отчислений с аренды.

Ходят упорные слухи, что господа Коньков (чьё детище, корпорация «Маяк», известна многочисленными скандалами с обманутыми дольщиками и эпичными долгостроями) и Шадрин (тот самый, что летом пролоббировал отъём у Екатеринбурга полномочий по согласованию митингов и шествий) — лишь исполнители, а сам законопроект инициирован чиновниками МУГИСО. Того самого МУГИСО, которое в 2015 году прославилось многочисленными скандалами (банкротство Среднеуральской птицефабрики, долги Уральского выставочного центра по аренде «Екатеринбург-Экспо», история с похоронным домом «Вознесение» — нужное подчеркнуть).

Так что мы теперь знаем, кому принесёт выгоду вся эта головокружительная многоходовка по стиранию Екатеринбурга с карты успешных городов-миллионников. И цель её тоже понятна: распил многомиллионных доходов самой сильной на сегодняшний день строительной индустрии среди регионов РФ. А никакие там не «единые окна» и «повышение инвестиционной привлекательности». Другой вопрос, поможет ли разграбление Екатеринбурга залатать дыры в тонущем бюджете региона — с его-то 28-миллиардным дефицитом, 44-миллиардным госдолгом и запредельной закредитованностью? Вряд ли. Тут способ помощнее нужен. Например, замена нынешней управленческой команды областников на другую, более адекватную и менее зацикленную на личное обогащение за счёт налогоплательщиков.

erid: erid: