Откуда тревога, апатия, ненависть к жизни? » новости Екатеринбурга и УрФО

Откуда тревога, апатия, ненависть к жизни?

10-10-2015, 08:00
Откуда тревога, апатия, ненависть к жизни?
Фото:

Согласно данным ряда столичных НИИ, предрасположенностью к нервным срывам и депрессиям страдают от 30% до 40% жителей России. По нашему региону этот показатель может оказаться ещё выше: судя по результатам опроса, проведённого Областным центром медпрофилактики среди пациентов поликлиник, порядка 50% респондентов живут в состоянии перманентного стресса и тревоги. Об этом сообщил в беседе с корреспондентом ВЕ главный внештатный психотерапевт Свердловской области Михаил ПЕРЦЕЛЬ.

— Чтобы не «утонуть» в теме, оставим в стороне тяжёлые психические расстройства и поговорим о неврозах и депрессиях. Какова их природа?

Надо понимать, что до сих пор в отношении многих психических заболеваний у медицины нет стопроцентного ответа на вопрос «Откуда они берутся». Это говорит о том, что большинство этих заболеваний — включая шизофрению, биполярное аффективное расстройство, невротические реакции на стрессы, депрессии всех видов, — носит полифакторный характер, и в генезисе их играют роль и психологические, и генетические, и биологические факторы. Что касается невротических расстройств, они относятся к группе заболеваний, где огромную роль играет так называемое средовое воздействие.

— Какие категории являются сегодня «группой риска»?

— В группе риска практически все мы. Безусловно, население экономически развитых регионов с развитой информационной инфраструктурой рискует в этом смысле больше, чем обитатели «традиционных» обществ, где нет Интернета, а жизнь расписана на много лет вперёд.

Принято считать, что интеллектуалы неврозам подвержены больше, так как они больше рефлексируют. Но парадокс в том, что у лиц, к рефлексии не способных, риск стать жертвой невроза даже выше! У интеллектуалов шире инструментарий реакции на стресс: они легче вербализуют проблему, больше читают, могут позволить себе поплакать, отвести душу в соцсетях. А у человека, не приученного к душевным терзаниям, система восприятия и анализа мира более шаблонна, поэтому их неврозы очень быстро оборачиваются психосоматическими заболеваниями.

— По каким симптомам можно определить, что у больного развивается невротическое либо депрессивное расстройство?

— Первый признак надвигающегося невроза — постоянное напряжение и ощущение какой-то неизбежной беды. Чаще всего причина лежит в глубоко скрытом, вытесненном на периферию внутреннем конфликте человека с самим собой, глубинном недовольстве тем, как складывается его жизнь. Если человек этот конфликт чётко осознаёт, невроз ему не грозит. Если не осознаёт — ищет причины во внешнем мире (плохая работа, плохие соседи, экономические неурядицы) либо ищет у себя мнимые болезни, оправдывающие неспособность или неготовность к реализации своих устремлений. В этом случае внутреннее напряжение выльется в симптомы невроза, например, в фобии, навязчивости или в ипохондрию.

Второй признак — если пациент замечает, что состояние тревоги или подавленности длится не час-другой и не день-два, в зависимости от длительности тревожащего фактора (например, близкий человек не выходит на связь или случился неприятный разговор с кем-то из друзей или родственников), а неделями или даже месяцами. Иногда такая подавленность сопровождается острым нежеланием активной деятельности, приступами прокрастинации (бесконечное откладывание важных дел на потом), общим отвращением к жизни.

Очень часто невротическое расстройство сопровождается так называемыми паническими атаками, симптомы которых очень похожи на симптомы сердечного приступа: учащённое сердцебиение, головокружение, тремор в ногах и руках, резкий скачок давления, холодный пот… Пациент, перепугавшись, идёт к терапевту, тот его направляет к кардиологу или неврологу, те проводят обследование… и ничего не обнаруживают. Первым шагом к победе над паникой должно стать чёткое понимание простого факта: от этого не умирают и даже не сходят с ума, это лишь острый приступ тревоги, вызванной душевным дискомфортом из-за несогласия человека с обстоятельствами его жизни. После чего следует научиться разным способам преодоления паники, среди которых дыхательная релаксация (так называемое дыхание «семь-одиннадцать»), мышечная релаксация, а затем и овладение искусством «контратаки», когда пациент смотрит своей панике в лицо и учится её не бояться. Завершающим ударом по неврозу должны стать сеансы психотерапии, в ходе которых врач поможет пациенту понять суть его внутреннего психологического конфликта и разрешить этот конфликт.

— То есть без визита к психотерапевту или психологу всё равно не обойтись?

— Да, если вы заметили у себя вышеперечисленные симптомы — нужно, не откладывая, идти к специалисту-психологу или психотерапевту. Так легче выявить проблему глубокого порядка и научиться правильно на неё реагировать.

Из досье

Михаил Григорьевич ПЕРЦЕЛЬ родился в 1961 году. В 1985-м закончил Уральский государственный медицинский институт. С 1991 года — заместитель главврача Свердловской областной клинической психиатрической больницы. Руководитель клиники неврозов "Сосновый бор", специализирующейся на неврозах, депрессии, психосоматических заболеваниях, тревожных, фобических расстройствах. С 1994 года — главный внештатный психотерапевт Свердловской области.

erid: erid: