Огурцы-мутанты наступают » новости Екатеринбурга и УрФО

Огурцы-мутанты наступают

28-01-2016, 08:00
Огурцы-мутанты наступают
Фото:

Гнилые помидоры и огурцы для производителей некачественной сельхозпродукции — вчерашний день. В наши дни легко можно отравиться и вполне здоровыми на вид овощами — если при их выращивании применялись запрещённые химикаты роста. В результате овощи получаются настолько суровыми, что не гниют по полгода, лёжа на подоконнике под яркими лучами солнца, и продолжают расти… даже после удаления плодоножки. Только на территории Свердловской области в минувшем году органы Россельхознадзора в ходе проверок обнаружили 19 теплиц с такими вот «огурцами-мутантами».

Об этом сообщил в среду на пресс-конференции в РИЦ «ТАСС Урал» руководитель Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области Игорь ТУХБАТОВ.

В обывательском сознании понятие «проверка Россельхознадзора» в последние несколько месяцев плотно ассоциируется с «отловом» на таможне и последующим уничтожением санкционных продуктов. На деле всё обстоит куда сложнее. По словам заместителя главы управления Россельхознадзора по Свердловской области Светланы ТЕРЕХОВОЙ, за прошлый год выявлено 480 нарушений порядка ввоза продукции на территорию РФ, из них 230 — через пропускной пункт в аэропорту Кольцово. Причём под арест попадали не только мандарины из Турции (которые пытались провести на Урал под маркой марроканских), но и так называемая подкарантинная (заражённая вредителями) продукция из стран Таможенного союза. Прежде всего — фрукты (37,66 тонны), семенной картофель (20 тонн), овощи (70 тонн), срезы цветов (свыше 64 миллионов штук) и даже семена (1,387 тонны). Основные «фигуранты» — Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Сербия, Босния и Герцоговина, Нидерланды, Турция, Китай, Латвия, Германия. Причём продукции, запрещённой к возу в связи с санкциями, там — минимум, всего 500 кг, из них половина — яблоки.


Представители регионального управления Россельхознадзора. Фото: Евгений СУСОРОВ.

Вся изъятая продукция, разумеется, была уничтожена, а её владельцы вынуждены были заплатить штрафы на общую сумму свыше 600 000 рублей только по линии фитоконтроля. Всего же — и по овощам-фруктам-цветам, и по животноводческой продукции, которую заезжие коммивояжёры пытались провезти с нарушениями, но были схвачены за руку, — сумма штрафов в 2015 году составила 8,5 млн. рублей. А поскольку выявлены эти нарушения на территории Екатеринбурга — все эти штрафы пошли в бюджет нашего города, обрадовал Игорь Тухбатов.

Список же болезней, которыми страдали «арестованные» огурцы, яблоки и хризантемы, занимает целую страницу. Достаточно назвать навскидку несколько наиболее опасных: западный цветочный трипс, табачная белокрылка, белая ржавчина хризантем, восточная плодожорка, калифорнийская щитовка… Причём щитовка-то калифорнийская, а яблочки, на которых её нашли, — из Таджикистана.

Но вот в чём парадокс: оказывается, и овощи «местного разлива» могут угрожать нашему здоровью. Правда, примерно 90% всей продукции, прошедшей через сито областного Россельхознадзора, — «чистая», то есть в растительной продукции нет пестицидов, а в животноводческой — антибиотиков. А вот злополучные 19 теплиц, в которых работают в основном граждане Китая и стран Средней Азии, постоянно «засвечиваются» в ходе проверок. Одна из таких теплиц в Сысертском районе выращивала овощи, содержание пестицидов которых превышало ПДК в 69 раз! А самое печальное, по мнению Игоря Тухбатова, заключается в том, что львиная доля этих опасных овощей продаётся в упаковке вполне респектабельных и законопослушных хозяйств, и продаётся не куда-нибудь, а в детские дома и школы. Почему? Потому что стоит копейки.

Вот уж подлинно — не нужно нам такое импортозамещение. Но просто так взять и закрыть эти «фабрики смерти» нельзя — требуется решение суда. Та же беда и с выявленными в овощах и цветах запрещёнными препаратами: они, как правило, являются «дизайнерскими», с постоянно изменяющейся формулой синтеза. В документах у «надзорников» значится одна формула, а при лабораторном анализе получается совсем другая. И вроде все понимают: «палёнка», нельзя такое на прилавок выставлять… но формально-то выявленный препарат не занесён в список опасных!

Жертвой аналогичной юридической коллизии стали несчастные немецкие кролики, пойманные прошлой осенью на кольцовской таможне без документов на ввоз и ветеринарных сертификатов. Все попытки органов ветеринарного контроля вернуть этих кроликов владелице либо усыпить (это жестоко, но увы, предписано нормативными актами Таможенного союза в случае, если владелец не может подтвердить происхождение животных документами, удостоверяющими их санитарную безопасность) разбивались, как волны о причал, о бюрократические препоны. То хозяйка, жительница Среднеуральска, пообещает предоставить сертификат, а он, по словам заместителя руководителя Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области Натальи БАННИКОВОЙ, оказывается недостоверным. То вступают в силу международные нормы (таможня аэропорта сугубо формально находится не на территории РФ, а значит, ряд предписанных российским законом процедур там выполнять нельзя). То хозяйка кроликов обращается в органы прокуратуры, а тем, чтобы принять решение, нужны на экспертизу живые зверьки, значит, экзекуция опять отменяется… Один из ушастых «нелегалов» до окончательного решения своей судьбы не дожил: умер от банального инфаркта. Похоже, уже не только люди, но и животные не выдерживают причуд российской бюрократии в сфере всевозможных «надзоров» и «контролей».

erid: erid: