Авиакатастрофы: чем дольше следствие, тем меньше доверия » новости Екатеринбурга и УрФО

Авиакатастрофы: чем дольше следствие, тем меньше доверия

16-01-2017, 17:11
Авиакатастрофы: чем дольше следствие, тем меньше доверия
Фото:

Количество серьёзных происшествий на авиационном транспорте Урала в 2016 году не превысило показателей 2015 года — 9 ЧП, для расследования которых пришлось привлекать сотрудников правоохранительных органов. В большинстве случаев причина этих катастроф — ошибка пилотирования, заявили в понедельник на пресс-конференции в РИЦ ТАСС Урал первый заместитель руководителя Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ полковник юстиции Надежда СЕВРЮКОВА и заместитель руководителя Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ подполковник юстиции Роман КАШИН.

На сей раз «особо отличился» уральский север — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа: здесь в 2016 году произошли самые крупные авиапроисшествия, в том числе и с человеческими жертвами. Так, в районе Нового Уренгоя упали сразу два вертолёта, один из которых перевозил сотрудников компании «Спецстрой» и вахтовиков. Из 22 пассажиров и членов экипажа погибли 19 человек. Разбившийся же в апреле вертолёт марки Robinson R-66 в момент аварии участвовал в экспедиции «По следам двух капитанов». Погибли три человека — командир судна, второй пилот и штурман. Приоритетная версия трагедии — ошибка экипажа из-за погодных условий. К тому же вердикту, кстати, склоняются следователи и в случае с другим громким происшествием — крушением АН-2 компании «Лайт Эйр» в Оренбургской области, где погибли командир судна, второй пилот и инженер по эксплуатации трубопроводов компании «Транснефть». Но это пока лишь гипотеза…

В целом же, по мнению спикеров, риски полётов над уральским севером связаны с плохой погодой, господствующей в этом регионе. При этом «ошибка пилотирования» не всегда связана с неправильными действиями лётчиков: зачастую ситуация меняется столь экстремально, что на принятие верного решения просто не остаётся времени, уверен Роман Кашин. До сих пор ни у Следственного комитета, ни у МАК (Международного авиационного комитета) нет чёткого ответа и на вопрос «По чьей вине летом прошлого года на площадке перед Областной клинической больницей № 1 рухнул вертолёт Центра медицины катастроф?». По счастливой случайности в ходе этого ЧП никто не пострадал, а вот ущерб от потери машины составляют миллионы рублей. По сию пору продолжается расследование катастрофы частного гидросамолёта, разбившегося прошлой осенью в районе озера Мухрино (ХМАО): там погибли лётчик и пассажир. По словам Надежды Севрюковой, причины инцидента до сих пор не выявлены. Такая же «темень» и в отношении недавнего скандала с выкатыванием пассажирского самолёта Boeing 767 авиакомпании Azur Air за пределы взлётной полосы в аэропорту Кольцово: проверка ведётся, ответов на вопрос «Почему?» — ноль. Чуть больше ясности с другой катастрофой минувшего года — падением легкомоторного самолёта Сибирской базы охраны лесов, случившимся 16 августа в ХМАО: по данным следствия, к падению воздушного судна привело сваливание на малой высоте полёта в результате потери скорости.

Но если человеческий фактор — основная причина в 6 из 9 случаев, то не пора ли разобраться с качеством подготовки пилотов? Ведь в 2015 году уже грянул громкий скандал с Троицким авиационным техническим колледжем (Челябинская область), где нескольким курсантам выдали лётные удостоверения без какого-либо обучения. Уголовные дела по этому эпизоду уже направлены в суд, а сам колледж по решению Росавиации лишён сертификата. После этого многие учебные центры стали «стелить соломку»: в случае малейшего подозрения в отношении курсантов, приходящих с уже готовым свидетельством на переподготовку, они направляют запрос в Уральское следственное управление на транспорте с просьбой провести проверку. Впрочем, пока эти проверки имеют нулевые результаты: все курсанты по итогам оказываются «чистыми». Зато множатся уголовные дела по статьям 263 и 238 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена» и «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»). По ст. 238, к примеру, в 2016 году было возбуждено в общей сложности 41 дело. Правда, в большинстве случаев они касаются железнодорожных перевозок, когда в ходе нарушений техники безопасности причинён ущерб на сумму более 1 млн. рублей либо погибли несовершеннолетние. Строгий надзор за безопасностью на железной дороге — дело очень правильное. Хотелось бы дожить и до момента, когда пассажиры будут без страха садиться на борт самолёта или вертолёта. Увы, но чем дольше тянется следствие по тому или иному ЧП (особенно с человеческими жертвами), тем меньше у потенциальных пассажиров доверия к нашей гражданской авиации.

erid: erid: