Первым делом мы вернём в казну налоги... » новости Екатеринбурга и УрФО

Первым делом мы вернём в казну налоги...

28-01-2012, 08:00
Первым делом мы вернём в казну налоги...
Фото:

Без малого 900 предприятий Свердловской области сегодня находятся в состоянии банкротства. Львиную долю среди них составляют, как ни странно, организации с потенциально высоким коэффициентом прибыли — торговые и строительные фирмы, агентства по недвижимости, обрабатывающие и сельскохозяйственные предприятия, а также компании ЖКХ. О том, с какими сложностями в наши дни связана процедуры банкротства и арбитражного управления «коматозными» фирмами, рассказали вчера на пресс-конференции в «КП-Урал» представители территориальных управлений ФНС России и Росреестра, а также руководитель Уральской саморегулируемой организации арбитражных управляющих Владимир ЧЕРНЫХ.

Законодательство, регулирующее процесс банкротства и конкурсного управления предприятиями, насчитывает в «послеперестроечной» России всего-навсего 20 лет, и применять на практике его приходилось в те годы фактически с нуля, лихорадочно перенимая разрозненный опыт европейских стран и по ходу дела добавляя в текст закона всё новые и новые поправки. Шутка ли: по словам заместителя начальника управления Росреестра по Свердловской области Надежды РУДИНОЙ, тогда практически сразу более 60% уральских предприятий оказались на грани банкротства — в основном из-за катастрофических задолженностей по уплате налогов в госказну. Налоговые органы — почти всегда «кредитор № 1» для банкротов, на втором же месте — банки, заламывающие крутые проценты под быстрые кредиты для предпринимателей. И очень многие фирмы — особенно имеющие отношение к малому и среднему бизнесу — на этих самых кредитах и «ломаются». Особенно в глубинке — на севере или в «депрессивных» районах, куда и автобусы не доходят, и инвесторы не заглядывают. Именно на таких территориях расположено большинство предприятий, которые в конце прошлого века стали жертвой бандитских рейдерских захватов, а после ареста или бегства своих хозяев остались в долгах и с нулём рублей в активах. Например, Лобвинский лесопромышленный комбинат, Тавдинский гидролизный, Богдановичский фарфоровый и Баранчинский электромеханический заводы и другие объекты почившей в бозе «федулёвской империи». Долгов у них сегодня — выше крыши, производство остановлено, зарплату рабочие не видели уже много лет.

Что делать с этими «полутрупами»? Передать на баланс государства? Но областной бюджет и без того дефицитный: взвали на его плечи ещё и банкротов — совсем затрещит по швам. Продать? Но где тот смельчак, что рискнёт за свой счёт поднимать фактически убитые производства? Остаётся один вариант: вводить на такого рода предприятиях арбитражное управление, которое постарается и долги выплатить, и рабочих трудоустроить на новых местах, и возвести на руинах обанкроченной компании нечто новое, более жизнестойкое и прибыльное. Главная задача арбитражного управляющего (если уж суд примет решение доверить ему процедуру банкротства) — максимально обезопасить активы разорённой компании и одновременно удовлетворить всех кредиторов. Задачка из разряда трудновыполнимых, ибо, по словам Владимира Черных, большинство предприятий на момент начала процедуры банкротства представляет собой, говоря образно, не тяжёлого больного в реанимации, а полуразложившийся труп, который нужно срочно хоронить. Поэтому на должность арбитражного управляющего обычно берут специалистов хай-класса: с двумя высшими образованиями (экономическое и юридическое), имеющих опыт хозяйственной деятельности и окончивших специальные курсы на базе Российской правовой академии. Впрочем, «мечты, мечты, где ваша сладость»: сегодня в Свердловской области на 898 предприятий-банкротов имеется всего 44 арбитражных организации, теоретически могущих навести порядок на «тонущем корабле». И за каждой их них внимательнейшим образом следит межведомственная комиссия при Росреестре — на всякий случай следит, во избежание недоразумений и в предупреждение разного рода соблазнов. Ведь незаконный «профит» можно извлечь даже из банкрота.

Правда, такой «профит» чреват нешуточными рисками: ведь, как уже было сказано, главными кредиторами большинства предприятий-банкротов являются налоговые органы. А они умеют считать и очень не любят, когда их пытаются обвести вокруг пальца. Управляющий, который попробует выплатить своим рабочим долги по зарплате раньше, чем государству — долги по налогам, моментально будет наказан очень болезненным штрафом. Жестоко — но, увы, вполне закономерно. По словам начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства УФНС России по Свердловской области Артёма БАЛЮРЫ, общий долг обанкроченных предприятий Среднего Урала перед областным бюджетом сегодня составляет 11 млрд. 263 млн. рублей, из которых возвращено в казну всего 3,5%. И список банкротов год от года не уменьшается, а наоборот: только в прошлом году он вырос на 8%, то есть на 62 предприятия. Этого роста могло бы и не быть, если бы собственники вовремя отследили кризисные процессы на своём производстве, уверен Владимир Черных. Тогда, может быть, новому управляющему не пришлось бы выплачивать задолженности по кредитам выручкой с продажи ценного заводского оборудования, а долги по зарплате сотрудников — из собственного кармана.

erid: erid: