Страшная февральская революция » новости Екатеринбурга и УрФО

Страшная февральская революция

8-02-2012, 08:00
Страшная февральская революция
Фото:

Именно так — как СТРАШНАЯ без всяких кавычек — выглядит сейчас, с высот российского исторического опыта длиной 95 лет, так называемая ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 года.

Это опыт, который так и остался нами не осмыслен. Начиналось всё красиво и весело, с красных бантов и пения песен на улицах, со свержения всяческой дремучести и самодержавия, которое «не откликалось на веяния времени». Энтузиазм охватывал думающих людей, казалось, что за поворотом истории, когда вместо дремучих, назначенных по признаку преданности царю чиновников сядут передовые люди, властители дум, начнётся новая и прекрасная жизнь…

Всего за месяц с начала «революции» покупательная способность рубля упала более чем втрое — до 27 копеек, а в октябре она уже составляла всего 6—7 копеек! Уже через год выяснилось, что стоило вынуть один, казавшийся негодным кирпичик — и рухнуло всё здание российской жизни. Власть оказалась в руках большевиков, которых в России особо-то никто и не поддерживал. И думающим гражданам оставалось только недоуменно смотреть друг на друга — как сие стало возможно? Почему вместо гражданского единения, о котором все говорили, вакханалия обысков и арестов?

А ведь беды ещё только начинались… Впереди была четырёхлетняя гражданская война. А за ней голод — причём в местностях, плодородию почв которых завидовал весь мир. Всего пять лет спустя после хождения с бантами газета «Правда» писала: «В богатых степных уездах Самарской губернии, изобиловавших хлебом и мясом… наблюдается небывалое явление ПОВАЛЬНОГО ЛЮДОЕДСТВА… люди решаются ЕСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ТРУП И ТАЙКОМ ПОЖИРАЮТ СОБСТВЕННЫХ УМЕРШИХ ДЕТЕЙ… В селе Любимовке один из граждан вырыл из могилы мертвеца-девочку лет четырнадцати… разрубил и сложил части тела в чугуны…»

Подобных историй — тома. В одном доме крестьянка связала детей и растащила их по углам, потому что они начали кусать друг друга. Приехавшую инспекцию умоляла… не давать детям хлеба — это, по её мнению, лишь продлило бы их страдания. А в другой деревне другая женщина уступила мольбам трёх своих детей. И зарезала четвёртую, младшую дочь.

В общей же сложности наша страна потеряла от братоубийственной войны, голода, болезней, репрессий граждан в несколько раз больше, чем во время Великой Отечественной. Мы плохо осознаём эту часть своей истории, потому что от нас её очень долго скрывали. Послереволюционные годы и индустриализация представлялись нам «трудным, но прекрасным временем». А современная молодёжь, от которой уже никто особо ничего не скрывает, уже не в силах представить всю жуть когда-то происходившего. Для них, выросших в гарантированной сытости, это всё — щекочущий нервы «ужастик», и не более того. Революционная же романтика продолжает отравлять умы. Сколько юношей и девушек одевают футболки с профилем ЧЕ ГЕВАРЫ, восхищаются его героической жизнью. Не задумываясь над простым фактом: «великого революционера» выдали на расправу простые крестьяне, которых он вроде как хотел освободить от гнёта. Потому что, с их точки зрения, партизаны лишь мешали жить нормальным людям…

Что ж, перед нашими глазами есть более близкие по времени примеры революций. Ровно год назад начались революции в Ливии, Тунисе, Египте. До людоедства дело пока не дошло, но небедные (особенно если сравнивать с остальной Африкой) страны стремительно нищают. Потому что когда революция — никто не работает, попросту нет такой возможности. Вот, к примеру, у Египта один из основных источников дохода — туризм. Но кто туда поедет отдыхать, если уже и в туристических местностях начались перестрелки, в которых гибнут иностранцы, и захваты туристок в заложники ради выкупа?

Хотя… людям и здесь попросту неохота осмысливать реальность, делать выводы. Потому что эти выводы уж больно «неромантичны». Пока шли репортажи о демонстрациях и уличных боях, их читали с интересом. А вот статьи на тему «Спустя год» особым интересом аудитории не пользуются…

Достаточно многие из ныне живущих испытали на себе и своих семьях все прелести неуправляемой «демократии», возникшей в итоге «катастройки». Нам, конечно, стоит благодарить судьбу за то, что тогдашняя революция почти не переходила в «горячую фазу» — разве что уличные бои в Москве в октябре 1993-го унесли жизни пятисот человек. Гораздо ощутимей были тихие потери — до срока умершие в силу критического падения качества и доступности медобслуживания, спившиеся-сколовшиеся, «сгоревшие» от безнадёги, жуткого ощущения своей неспособности обеспечить достойную жизнь близким. Из газет того времени: «Гражданин Н. бросился под поезд. По утверждению соседей, накануне у него был скандал с женой — она укоряла его низкой зарплатой, угрожала разводом».

Цены на продовольственные товары, согласно официальной статистике, выросли в 1991 году в 236 раз, в 1992 году — в 2 656 раз! Деньги стали печатать с огромными номиналами, но всё равно покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения упала с 1991 по 1995 год вдвое. Да, собственно, и зарплату-то не платили, и пенсии месяцами задерживали, пособия на детей фактически отменили и проч.

Почему у нас многие забыли и о том, что пережили сами?! «Мыши кололись, плакали, но продолжали есть кактус». Всё-то нам кажется, что нынче особый случай, нынче всё будет по-другому. «Революция, ты заставляешь меня верить в несправедливость добра» — пел когда-то Юрий ШЕВЧУК. И ещё: «Мы бьёмся насмерть во вторник за среду, не понимая уже четверга».

А сегодня он вдохновенно поёт на «болотных» митингах. Небывалое единение и воодушевление думающих людей. Всё, как в феврале 1917-го. Ах, да, банты нынче не красные, а белые. Понадеемся, что замена цвета позволит избежать расстрелов и людоедства?

erid: erid: