Грозит ли людям судьба динозавров? » новости Екатеринбурга и УрФО

Грозит ли людям судьба динозавров?

22-02-2012, 08:00
Грозит ли людям судьба динозавров?
Фото:

Согласно последнему государственному докладу о состоянии и об охране окружающей среды, подготовленном Министерством природных ресурсов и экологии РФ к недавнему заседанию Правительства России, Екатеринбург с точки зрения экологии — место не совсем благополучное. У нас высокий уровень загрязнения атмосферы четырьмя химическими соединениями: диоксидом азота, аммиаком, бензапиреном и формальдегидом.

Справедливости ради надо сказать, что, как и в случае с Екатеринбургом, где признаков «экологического удушения» становится всё меньше, некоторые местности из списка Минприроды выпали — это несколько малых и средних городов, где в силу экономических причин позакрывали производства, в том числе вредные. Но зато на их место встали десяток других, и прежде всего — мегаполисы. Москва, Ростов-на-Дону, Волгоград, Красноярск, etc уже обгоняют Екатеринбург по загрязнённости (из Свердловской области в «приоритетном» списке на экологическое излечение ещё Нижний Тагил).

Один из основных источников негативного воздействия на окружающую среду и здоровье людей, утверждают авторы доклада, — это автомобильный транспорт. На его долю приходится более 40% суммарного выброса загрязняющих веществ. Для большей наглядности добавлю, что, по разным экспертным оценкам, выбросы эти составляют на всей городской территории РФ от 12,7 до 13,2 млн. тонн. Это, страшно даже представить себе, примерно по 100 кг на каждого из нас! Никакого молока не хватит, чтобы нейтрализовать такое массированное воздействие машин на жизнь…

Остальные 60% загрязнения окружающей среды в городах обеспечивают, понятно, несанкционированные либо необорудованные свалки, бездумная вырубка лесов, уничтожение парков и садов, пренебрежение чистотой воды, грязь на улицах либо просто отсутствие у людей экологической и вообще культуры. А в результате в свежем рейтинге, составленном к последнему Всемирному экономическому форуму в Давосе и ранжирующем 132 страны мира по степени успешности их экологической политики, Россия заняла последнее место. И стоит ли, в свою очередь, удивляться, что живём мы в России, стране, которую из-за немереного пространства лесов и водных гладей называют «лёгкими Планеты», значительно меньше, чем население в цивилизованных странах. Там блюсти экологию и заботиться о здоровье, своём и других, считается общественно значимым и лично обязывающим деянием; у нас слить отраву в реку или поставить под окна соседей авто — обычным делом. Там если ставят цель: бензин должен быть стандарта «Евро-5», то через какое-то время другого на заправках и не найдёшь; у нас же могут заявить о переходе на «Евро-3», но потом нефтяники заплачут, и снова даже «Евро-2» сгодится — это тот, что с дымком и непередаваемо сладким выхлопом…

Владимир ПУТИН на заседании Кабинета буквально вдалбливал министрам, что нужно добиться здравого баланса между проблемами экономического развития и требованиями сохранения окружающей среды. Создание и сохранение этого баланса обеспечит здоровье и долголетие россиян. Так что пора уже вводить самые жёсткие стандарты, чтобы производства сделать экологически безопасными и чтобы перейти на новые виды топлива.

Определённые успехи Екатеринбурга в экологии (соответственно в качестве и продолжительности жизни, сохранении здоровья и снижении уровня смертности) ведь не случайны: в городе заботятся о скверах и лесопарках, ликвидируют несанкционированные свалки, введён в строй завод по переработке твёрдых бытовых отходов, новые очистные сооружения сделали нашу воду одной из самых чистых в России, мэрия решительно за полный отказ от так называемой точечной застройки, идет системная работа по вынесению производств из центральной части города. Но повышение уровня жизни привело и к тому, что каждая вторая городская семья имеет автомобиль (автомобилизация почти среднеевропейская), город ещё ежедневно принимает и пропускает через себя сотни тысяч иногородних автомобилей. И одной муниципальной казне реконструкцию дорог и улиц не потянуть — хотя за последние годы муниципальный бюджет и выделяет миллиардные ассигнования на это, это уже общегосударственная проблема. Безусловно, спасибо областной власти за поддержку строительства ЕКАД — однако её еще не успели замкнуть, а уже на пущенных участках очевидна необходимость расширения. Думается, специальную государственную программу можно было бы составить с учётом софинансирования её муниципалитетами, бизнесом.

Очевидно и то, что системная работа по снижению загрязнений, внедрению «чистых» технологий и воспитанию «экологичности» массового сознания возможны лишь в условиях стабильности власти. Общественная смута, гражданская война во все времена и на всех континентах приводили только к деградации промышленности, варварскому разграблению природных ресурсов…

erid: erid: