Детские сады: мифы и реалии » новости Екатеринбурга и УрФО

Детские сады: мифы и реалии

25-02-2012, 08:00
Детские сады: мифы и реалии
Фото:

Если спросить, какая в городе проблема из главных, весьма большое количество наших земляков, не задумываясь, ответит — детсады. И это при том, что новые (или отлично отреставрированные) детские учреждения открываются в уральской столице едва ли не каждый месяц. А уж под Новый год новоселье празднуют вообще каждую неделю. Вместе с начальником управления образования администрации Екатеринбурга Евгенией УМНИКОВОЙ мы попытались представить картину сегодняшнего дня.

— Сейчас в городе действует 324 муниципальных детских сада. Последние 23 (4 новостройки) открылись в 2011 году. Уже существует план на ближайшие 3 года. По нему мы дополнительно получим ещё 53 садика. По 22—25, то есть около 3 000 мест ежегодно. Между прочим, в 1990-х, когда нужда в детских дошкольных учреждениях практически отпала, за муниципалитетом числилось 104 садика.

— Среди обвинений чаще всего звучит, что помещения распродавались.

— Это совершенно не так. В советское время более 500 детских садиков находилось на балансе различных предприятий и ведомств. Когда началась приватизация, владельцы, имея на то законное право, распорядились ими по своему усмотрению. Часть использовали под офисы и торговые помещения. Часть — к слову, наиболее старую и неприглядную — предложили передать в ведение города. Поскольку рождаемость в те годы упала, а мамы сплошь и рядом сидели без работы, большой потребности в садиках не было. Поэтому немалое число зданий передали в аренду (не продали, подчёркиваю) школам, больницам, силовым структурам.

— Садики строятся, реконструируются… Ребятишки вырастают и, уходя в школу, освобождают места. Есть ли у нас радужные перспективы?

— Мы работаем очень серьёзно. Одну городскую программу, рассчитанную на 3 года, успешно выполнили. Приняли новую. С 2010 года к делу подключилась область. Процесс пошёл значительно быстрее. Но никакие новые помещения не спасут, если не будет кадров. А кадры при существующих зарплатах — большая проблема. Поэтому в городе уже с 2006 года введена персональная надбавка воспитателям. Первыми в стране мы начали доплачивать по 2 000, а теперь — по 4 000 рублей ежемесячно. Если учесть, что оклады воспитателей равны 5 000 —6 000, это очень немалая сумма. Кроме того, по 2 000 рублей дополнительно получают из бюджета младшие воспитатели и по 1 500 — работники столовой.

— Новые садики часто похожи на дворцы. Может, лучше скромнее, да больше?

— Мы и строим, и реконструируем, придерживаясь санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Никакой самодеятельности тут места нет. Но, с точки зрения экономии средств… по-моему, некоторые позиции можно было бы пересмотреть. Сейчас в садиках предусмотрены очень большие подсобные помещения, огромные, как рестораны, пищеблоки, да и холлы, где дети практически не находятся, можно было бы сократить в размерах. Просторными должны оставаться группы, спальни, спортзалы. Что касается дворовых территорий детских садов… Согласитесь, они сегодня скорее похожи на парки и скверы. Неплохо, конечно. Но затрудняет строительство садиков в центре, где исторически сложилась очень тесная застройка и практически нет свободного места.

— Мне кажется, это миф, что в советскую эпоху проблем с устройством в дошкольные учреждения у родителей не было. Разве что на заводах. А сейчас промышленные предприятия не собираются подключиться к заботе о подрастающем поколении?

— Начнём с мифов. В советские времена в Свердловске было 639 садиков. Из них только 104 принадлежали муниципалитету. Прочие оставались ведомственными. Естественно, что получить путёвку бюджетникам было крайне сложно. Приходилось как-то договариваться с предприятиями, просить… Те могли пойти навстречу, могли и отказать. Часто группы были переполнены. Ребятишек в них числилось столько, сколько вмещалось кроваток. Моего собственного сына приняли когда-то то ли 32-м, то ли 33-м. При нормативе 25. Да и кадры… Многие устраивались на работу исключительно на время взросления своих детей.

— И всё-таки заводы выручали.

— Они и сейчас отчасти выручают. Есть по два садика на Уральском электромеханическом заводе, на оптико-механическом, в НПО «Автоматика». Железная дорога по-прежнему держит 14. Вот только родители предпочитают муниципальные сады — ближе к дому и дешевле. Да и надеяться в этом вопросе на промышленные предприятия сегодня — утопия. Каждый должен заниматься своим делом. Для чего, к примеру, строительной организации садик? Сотрудники живут в разных районах, специалисты дошкольного образования отсутствуют… Решение — отдать садики муниципалитету — правильное. Но нужно изменить порядок формирования бюджета. Пока же получается, что содержание ребятишек в дошкольном учреждении в разных городах различное. В Москве, Санкт-Петербурге оно гораздо больше, чем в других местах.

— И компенсации родителям «неохваченных» ребятишек никак не введут.

— К сожалению, пока нет. Обсуждение, правда, идёт на самом высоком уровне. Так что надежда имеется. И, смотрите, в Екатеринбурге мы всем 5—6-летним деткам, тем, разумеется, кто хотел, садики уже предоставили. Усилия сейчас направлены на 4-леток. Справимся. Но нужно увеличить сроки выплаты пособия по уходу за ребёнком до 3 лет.

— Традиционно в нашей стране ребята ходят в садик, как на работу. Полный 8-часовой рабочий день…

— 10-часовой, а порой — 12… Некоторые готовы отдать деток на все 24 часа.

— А как в других странах?

— Мы изучали опыт других стран, в основном, по литературе и в частных поездках… Везде по-разному. Идеала нигде нет. Но дошкольному образованию уделяется большое внимание. И есть варианты. Родители сами выбирают, что им удобнее. Хотя… дети проводят в садиках всё-таки не большую, а меньшую часть времени. Там и санитарные нормы иные. В некоторых случаях — минимальные. Пищеблоки сплошь и рядом отсутствуют. Детки приходят в группу с рюкзачком, питание приносят с собой, гуляют поблизости. В странах со стабильной экономикой — Германии, Великобритании, Италии, Бельгии — очень популярны негосударственные детские учреждения. Если уровень жизни позволяет, имеются социальные выплаты. В США видела садики очень хорошего уровня, где дети спят просто на полу, на матрасиках. Специального сончаса нет, устал — прилёг. Зато предусмотрен настоящий индивидуальный подход. А колыбелька и врач найдутся даже для совсем крошек. И это вариант частных детских учреждений.

— Рассматриваются ли какие-то новые формы коллективизации малышни?

— Не только рассматриваются. Они есть. В 53 типовых помещениях у нас действуют ведомственные детские сады. Плюс около 3 тысяч юных екатеринбуржцев ходят в коммерческие садики, которые, кстати, поддерживают с управлением образования администрации города достаточно тесные контакты. Они обращаются к нам за советом, приглашают к себе. Мы стараемся оказывать им всемерную поддержку. Организуем, например, встречи с застройщиками новых микрорайонов, чтобы заранее предусмотреть место для размещения детского учреждения. Очень хорошо, что растёт рождаемость. Это говорит о стабильности жизни. Об уверенности в завтрашнем дне. О молодости нашего города. И о том, что всё у нас обязательно получится.

erid: erid: