Дети среди нелюдей в бездушном обществе » новости Екатеринбурга и УрФО

Дети среди нелюдей в бездушном обществе

3-04-2012, 08:00
Дети среди нелюдей в бездушном обществе
Фото:

Счастливое освобождение семилетнего Ильи ЯРОПОЛОВА, похищенного из детского сада города Краснокамска Пермского края — после нескольких дней поисков его обнаружили на автобусной остановке в пермском посёлке Крым, и он уже передан родителям, — вызвало чувство облегчения у всех, кто следил за развитием этой криминальной истории. Задержаны его похитители — две женщины и мужчина, — и как сообщает пресс-служба Следственного управления СК РФ по Пермскому краю, устанавливаются все обстоятельства совершённого преступления и его мотивы. Но коль скоро похитители добровольно освободили ребёнка (позвонили в милицию и сообщили, где оставят Илью), их, возможно, и не привлекут к уголовной ответственности. Таков закон. Хотя можно задать вопрос — не слишком ли он гуманен к преступникам. Другой вопрос — какое наказание понесут работники детского сада, которые «выдали» воспитанника не маме, а какой-то чужой женщине, — остаётся открытым.

Практически одновременно с этой историей стало известно и о жуткой трагедии — гибели в Брянске девятимесячной малышки Ани ШКАПЦОВОЙ. От рук собственных родителей. Те заявили о якобы похищении их ребёнка — и правоохранители вместе с сотнями волонтёров 19 дней искали малютку, — а на самом деле они, оказывается, уже давно сожгли тело умершей от отцовских побоев дочери. Опубликованные отрывки из показаний обоих супругов позволяют сделать вывод, что убивали они дочку сообща — всем своим существованием  (назвать их разгульную жизнь жизнью язык не поворачивается) и своим отношением к беспомощному человечку. Жуткая история.

Впрочем, мог ли стать нормальным взрослым отец—убийца, если он в детстве видел, как измывался над его матерью его отец — об этом уже есть показания свидетелей. К слову, у него есть дети от первого брака, от другой сожительницы, — и он уже был лишён родительских прав на них, отсидел в тюрьме. Мать—убийца едва ли имела представление о материнском долге и хотя бы зачатки материнского инстинкта, ибо, как озвучивают, «гуляла» налево и направо, — оставляя дочку нескольких месяцев от роду в запертой квартире, и та, голодная, исходила криком, — и вела дневник своих «любовных» похождений. Одним словом — нелюди.

Но как назвать тех, кто знал этих нелюдей, слышал истошные крики младенца, видел, как, инсценируя похищение, мамаша закатывала в подъезд пустую коляску (а в милиции сказала, что ребёнка из коляски выкрали), — но молчал? Вот и получается, что с одной стороны — тысячи волонтёров по зову сердца ищут Илью, Аню, других пропадающих в России детей, с другой — десятки обывателей, которые, видите ли, считают недостойным «стучать». Правда, к их числу стоит добавить огромный сонм защитников «прав родителей», на чём свет стоит поносящих ювенальную юстицию.

За последние 10 лет чуть не вдвое выросло число детей, против которых совершают преступления их собственные родители — и в 2011 году, сообщили нам в аппарате Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка, таких посягательств было 4 091. Матери убили 108 своих новорождённых детей. Назвали нам и основную причину убийств детей и жестокого обращения с ними: неустроенность семейной жизни. Это беременность и роды у одиноких матерей, особенно несовершеннолетних; отсутствие поддержки со стороны отца ребёнка и помощи со стороны родственников; неудовлетворительное материальное положение семьи. Правда, нельзя не сделать ремарку: нищета в данном случае растёт из того же корня, одни и те же заложенные в характере человека причины не дают ему быть ни нормальным работником, ни нормальным родителем.

На прошлой неделе в Совете Федерации прошли парламентские слушания, посвящённые «Концепции формирования национального плана действий в интересах детей». В 1990-е подобный документ принимался, но какой-либо внятной стратегии тогда так и не обозначили, и дело, в общем-то, провалили. Сейчас предполагается выработать конкретный стратегический план — до 2017 года — по 6 направлениям работы: семейная политика — для сбережения детей; доступность качественного обучения и воспитания; культурное развитие и информационная безопасность детей; детское здравоохранение; создание равных возможностей для уязвимых групп детей. Основой национальной стратегии в защиту интересов детей должна стать семья и бережное отношение к семейным ценностям — туда и следует направить усилия государства и общества.

В Екатеринбурге есть положительный опыт создания и реализации стратегических проектов, в том числе и на семейном поле, и думается, власти и городское сообщество могли бы предметно поучаствовать в создании общенациональной концепции — тем более что точек сопряжения в вопросе сбережения детей у государства и местного самоуправления достаточно.

erid: erid: