«Особо ценное имущество» — наше, городское » новости Екатеринбурга и УрФО

«Особо ценное имущество» — наше, городское

23-09-2011, 08:00
«Особо ценное имущество» — наше, городское
Фото:

При подготовке к реализации федерального закона о создании на базе муниципальных (государственных) образовательных учреждений автономных, бюджетных либо казённых организаций возник и вопрос о том, что считать «особо ценным имуществом», которое ни при каких условиях — в том числе из-за каких-либо ошибочных действий этих организаций — нельзя забрать у муниципалитета в качестве «компенсации». В общем, законодатель невольно задал сложную задачу местным властям: да, расширять грани предприимчивости и границы свобод в сфере образования надо; но надо и одновременно сберегать в целости и сохранности собственность — общее достояние жителей города.

В Екатеринбурге эту задачку решали сразу несколько структур городской администрации, отвечающих за финансы, экономику, имущественные отношения. Департамент по управлению муниципальным имуществом (ДУМИ) — до мая с. г. екатеринбургский комитет по управлению городским имуществом (ЕКУГИ) подготовил нормативно-правовые акты быстро и на высоком уровне. Такую оценку дал работе ДУМИ-ЕКУГИ на научно-практической конференции «Правовые вопросы управления муниципальной собственностью: итоги и перспективы», посвящённой 20-летию создания органов по управлению муниципальным имуществом, начальник департамента финансов администрации Екатеринбурга Андрей КОРЮКОВ, тезисом выступления которого я и воспользовался для примера.

Действительно, конкретная работа ДУМИ заключается как раз в том, чтобы муниципальное имущество было под полным контролем властей и приносило ощутимый доход в городскую казну. Муниципальный бюджет можно пополнять за счёт приватизации имущества (для чего, собственно, изначально и создавались органы управления имущественными отношениями) либо сдачи его в аренду или внося в его в качестве доли уставного капитала предприятий.

В Екатеринбурге к общегородской собственности относятся трепетно, юридически грамотно и вполне рационально используют новейшие правовые нормы. Что касается приватизации, то стоит напомнить: ЕКУГИ в своё время даже осуществлял на территории города полномочия агентства Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом, то есть управлял не только муниципальным, но и государственным имуществом. Что касается аренды, то большинство специалистов сходятся на том, что ещё в сложные 90-е, при полном отсутствии опыта, молодому ЕКУГИ удалось найти верный баланс, работать активно, «по-рыночному». С одной стороны, умеренные арендные ставки поощряли бизнес-активность в городе, с другой — они не были излишне низкими и бюджет получал ощутимую подпитку по этой линии.

Более того, здесь успешно начали совсем уж новое и незнакомое дело — сдачу в аренду… воздуха, прав на установку конструкций наружной рекламы. И не просто взимание денег наладили, но активно работали по созданию цивилизованного рынка наружной рекламы. Уже в конце 90-х эта задача была успешно решена — тогда как во многих городах страны к ней еще только подступаются…

Согласитесь, такие оценки дорогого стоят. Особенно если их высказывают в области имущественного права и управления собственностью.

А именно эта мысль в разных ракурсах звучала в выступлениях Сергея ПЕРЕСТОРОНИНА — председателя Свердловского регионального отделения Ассоциации юристов России, заместителя главы администрации губернатора; Бронислава ГОНГАЛО — директора Уральского филиала Российской школы частного права, заведующего кафедрой гражданского права УрГЮА, доктора юридических наук, профессора; Татьяны КОЛОТОВОЙ — руководителя Свердловского управления Федеральной антимонопольной службы; Ильи МАТАНЦЕВА — судьи Федерального арбитражного суда Уральского округа, кандидата юридических наук, доцента; Андрея АНУФРИЕВА — судьи, председателя 12-го судебного состава Арбитражного суда Свердловской области.

В том, насколько успешно муниципальные власти заботами ДУМИ управляют городской собственностью (а это почти 80 000 объектов недвижимости — нежилого, жилищного фонда, ЖКХ и инженерной инфраструктуры), видно из цифр, озвученных на конференции. Общий доход бюджета Екатеринбурга от деятельности ДУМИ в 2010 году составил 1 млрд. 888 млн. 428 тыс. рублей — в то время как ещё 10 лет назад сумма неналоговых поступлений в казну города составляла порядка 250 млн. рублей.

Комментируя специально для «ВЕ» итоги конференции, начальник ДУМИ — заместитель главы администрации Екатеринбурга Вадим ДУДАРЕНКО сказал, что в приоритеты деятельности ДУМИ добавились возврат ранее перепрофилированных зданий детсадов, ремонт объектов исторического и культурного наследия; на особом контроле — реализация ФЗ-159 о возможности выкупа малым и средним бизнесом арендуемых у муниципалитета помещений.

Что ж, новые времена — новые задачи. Неизменно лишь одно: умелое управление собственностью — залог силы и дееспособности местного самоуправления.

erid: erid: