Рекламы пива нет, а пьющие его раздражают » новости Екатеринбурга и УрФО

Рекламы пива нет, а пьющие его раздражают

28-07-2012, 08:00
Рекламы пива нет, а пьющие его раздражают
Фото:

Мы больше никогда уже не услышим из телевизора «Надо чаще встречаться» или «А мужики-то не знают». С июля реклама пива на телевидении запрещена. Ушла реклама алкоголя (а пиво, к слову, с июля приравнено к алкогольным напиткам) с наружной рекламы, нет её и в Интернете. С 1 января 2013 года подобная реклама запрещается и в печати. Единственные точки, где рекламировать алкоголь не запрещено, — места продаж. Правда, идут споры, является ли рекламой в Интернете рассказ производителями спиртных напитков о продукции на своих сайтах — законодатель чёткого разъяснения по этому поводу не дал, возможно, будет сделано исключение. Еще одно исключение: состоялось открытие Олимпийских игр, начались трансляции состязаний, и требования законодательства не будут распространяться на рекламу, размещённую в месте события, которое транслируется из-за рубежа. На спортивных мероприятиях в самой России реклама алкоголя запрещена уже давно.

Можно, конечно, посокрушаться — пивная реклама составляла немалую часть доходов массмедиа, эти деньги шли на благо. Однако слишком уж неутешительны плоды этой рекламы. Если в 2000 году в России продавалось в год в пересчёте на душу населения по 35,8 литра пива, а водки по 14,6 литра, то в 2011 году это соотношение составило уже 75,3 и 11,07 литра соответственно. Замечу, что резкое увеличение потребления пива при незначительном, но сокращении употребления водки и других крепких напитков началось в середине прошлого десятилетия. И с большой долей вероятности можно утверждать, что произошло это как раз из-за вышедшего в 2006 году запрета пропаганды крепких напитков на ТВ и в наружной рекламе. Зато яркие образы пивной рекламы наработали на удвоение объёма потребления. Это, кстати, на заметку работникам всех прочих сфер потребительского рынка: экономящий на рекламе занимается самоуничтожением.

Конечно, можно порассуждать, что в общем и целом употребление пива или вина всё же лучше, чем крепкого спиртного. И уж совсем однозначно можно констатировать другой шаг России к цивилизации: всё чаще спиртное употребляют не на парковой скамейке, а в кафе или баре. Однако — «чаще», но не «всегда». Мы уже не в первый раз за июль обращаемся к теме распития спиртного на улицах, во дворах и подъездах, в парках, на пляжах и т. п. С этого месяца распитие пива в общественных местах попало под запрет. Через несколько дней и мы, и наши коллеги из «Уральского рабочего» констатировали, что воз и ныне там — пьют по-прежнему, а полиция не делает никаких попыток навести порядок. Хотя, наверное, могла бы буквально озолотиться, выписывая штрафы пачками. Газеты выступили, что сделано? А ничего.

Правда, руководством свердловского главка было озвучено даже требование, что для более качественной доказательной базы полицейским необходимо фиксировать факты нарушений закона с помощью фото- и видеоаппаратуры. Но из моих друзей, коллег и знакомых никому не довелось увидеть, как полицейские фотографируют пивную компанию на лавочке сквера и следом выписывают всем им штрафы — если кто из наших читателей видел, сообщите, ау. Потому что мы, выглядывая из редакционных окон, видим юношей с «полторашками» буквально напротив этого самого свердловского главка.

По данным Фонда «Общественное мнение», 69% россиян раздражают сограждане с пивными бутылками на улицах, во дворах и подъездах, а поддерживают запрет на распитие спиртных напитков в общественных местах и вовсе 75% населения. Особенно раздражают людей пьяные компании молодёжи; «бомжи»-то или убеленные сединами «работяги» не проявляют склонности к шуму и дебошу.

Правда, втягивание в тёплую семью алкоголиков происходит отнюдь не на улице. Согласно проведённым центром опросам, 60% подростков свой первый глоток спиртного сделали в кругу семьи, на семейном торжестве; пить начинают в среднем с 13 лет, а в старших классах алкоголь употребляют более половины подростков. Наверное, часть из них, конечно, и клюнула на красивую телерекламу, на «крутые» поведенческие образы — но в большинстве своём взрослые просто и не задумываются, какую судьбу своим чадам готовят, приглашая за пьяный стол детей и ставя перед ними фужеры и рюмки. Слепое следование дурному ритуалу буквально вырубило уже не одно российское поколение из активной жизни, да и укоротило многим собственно жизнь. И если новые и новые законы так и останутся на бумаге в виде нереализованных пожеланий — вряд ли Россия в этом плане изменится.

erid: erid: