Бюджет жёсткий и требует чётких приоритетов » новости Екатеринбурга и УрФО

Бюджет жёсткий и требует чётких приоритетов

5-10-2012, 08:00
Бюджет жёсткий и требует чётких приоритетов
Фото:

Правительство России внесло в Государственную Думу проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» — одновременно с прогнозом социально-экономического развития РФ в этот период. Насколько тяжела кипа всех этих бумаг, любопытствующие смогли судить по телевизионной картинке: огромную сумку с ними в Госдуму доставляли, пожалуй, самые дюжие из имеющихся в МВД полицейских.

Не менее тяжёлым будет выбор у депутатов Госдумы, а вслед за ними и у членов Совета Федерации — в определении приоритетов в бюджетной политике, ибо на всё, что хотелось бы профинансировать, денег не хватит. Председатель Правительства Дмитрий МЕДВЕДЕВ во время встречи с Президентом Владимиром ПУТИНЫМ по этому вопросу заявил, что придётся «считать каждую копейку», впрочем, это поможет укрепить исполнительскую и бюджетную дисциплину, и глава государства дал премьеру на то «добро», но одновременно подчеркнул, что основной финансовый закон страны «должен быть и бюджетом развития».

В этом, пожалуй, и кроется смысл нового бюджетного правила, о котором руководители страны не устают говорить в последнее время: да, социальные обязательства урезать нельзя — зарплаты и пенсии обязаны подрастать, — но и распылять деньги по принципу всем сестрам по серьгам не дело. Бюджетные деньги следует инвестировать в сферы высоких технологий, в проекты развития инфраструктуры, надо расширять уровень диверсификации российской экономики. А повышение уровня оплаты труда и жизни населения в целом надо сопоставлять с ростом производительности труда, которая, увы, на сегодня в России крайне низка — по экспертным оценкам, она в 2—3 раза ниже, чем в развитых странах. Заметим при этом, что даже в развитых странах с их высокотехнологичной экономикой сегодня идут процессы минимизации и реструктуризации бюджетных трат — в нашей стране тем более следует ревизовать параметры расходов и направлений бюджетных инвестиций. Бюджетные деньги должны пойти в те сферы и те территории, где они дадут прибавку — в виде конкретных материальных и финансовых активов, — с тем чтобы уже эта прибавка могла быть распределена в иные сферы и территории; это называется — ориентироваться на точки роста, которые могут вытянуть всю экономику. Раз нет денег «на всё», следует делать выбор «по эффективности», то есть задействовать уже наращенный потенциал. И использовать такой инвестиционный принцип в бюджетной политике предстоит на всех уровнях — Федерации в целом, в регионах и муниципалитетах, — и наибольшей отдачи можно ждать на тех направлениях развития, где усилия всех уровней соединены, что называется, в единый кулак.

В этой связи представляется наиважнейшей работа, повторюсь, по определению приоритетов регионального и муниципального развития. Исполнительная власть и наши представители в обеих палатах Федерального Собрания, в Законодательном собрании области должны обосновать необходимость бюджетных трансфертов и субсидий, которые позволяли бы реализовать выгодные для экономики в целом инвестиционные проекты на местах; доказать, что включение таких проектов в федеральные и региональные целевые программы выгодно с социально-экономической точки зрения.

Екатеринбург давно уже строит свой бюджет по проектно-инвестиционному принципу, в результате добивается ощутимых результатов в развитии городской экономики и социальной инфраструктуры; и широко диверсифицированная экономика муниципалитета обеспечивает в свою очередь ощутимый бюджетный прирост. И не только городской казне; экономика Екатеринбурга даёт, по сути, две трети доходов областного бюджета, значителен вклад города и в бюджет федеральный (в процентном соотношении к численности населения этот вклад вдесятеро больший, чем в среднем по России), — и невзирая на кризисные моменты в глобальной экономике, муниципальная экономика работает с должной эффективностью, и прибавка бюджетам идёт от Екатеринбурга стабильно. Например, на днях администрация города отчиталась перед городской Думой, что в первом полугодии 2012 года доходы бюджета Екатеринбурга составили почти 15,5 млрд. рублей — при расходах казны порядка 13,8 млрд.

И если именно Екатеринбург с его высокой степенью инвестиционной отдачи и на встречном направлении бюджетной политики встретит понимание, которое выльется в преференции, это обернётся дальнейшей выгодой и городу, и области, и стране в целом. Скажем, и Федерация, и область просто-таки обязаны с учётом программ развития Екатеринбурга под глобальные форумы прописать в своих бюджетах наряду с муниципалитетом расходы на строительство в Екатеринбурге второй очереди метро — а заявления о необходимости этого с вышеуказанных уровней власти звучали, — тем более что муниципальные власти предлагают проект высокоэкономичный. Естественно, потребуется федеральное и региональное участие в финансировании и реконструкции екатеринбургских дорог; наконец, пора бы решить назревшие вопросы и с компенсациями затрат в жилищно-коммунальном хозяйстве из-за разницы в тарифах для населения и поставщиков энергоресурсов — иначе мы вместо развития инженерной инфраструктуры так и будем латать дыры в изношенных трубопроводах.

erid: erid: