Говорим и рассказываем » новости Екатеринбурга и УрФО

Говорим и рассказываем

2-08-2013, 08:00
Говорим и рассказываем
Фото:

При словосочетании «школа развития» у большинства родителей сразу включается внутренний калькулятор: «Так-так-так, 250 рублей за занятие умножаем на 2 занятия в неделю — итого 500 рублей в неделю, или 2 000 рублей в месяц». Школа развития дошкольников «Знайка» даст вашему внутреннему калькулятору передышку. С малышами здесь занимаются абсолютно бесплатно. И при этом — ответственно, профессионально и с душой.

Мы продолжаем путешествовать по Дому детского творчества ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА, отмечающему в этом году 60 лет (предыдущие выпуски проекта — в номерах «ВЕ» за 27 июня, 4, 12 , 24 и 30 июля. Сегодня наши читатели убедятся в существовании бесплатных школ развития.

«Совсем-совсем бесплатно?!» — мне, маме двоих маленьких детей, знающей о школах развития, как мне казалось, «всё и даже больше», в это просто не верится, поэтому я возвращаюсь к своему вопросу ещё и ещё.

Директор Дома детского творчества Ленинского района Елена ДЕРЯГИНА тоже постоянно подчёркивает, что современное поколение, к сожалению, относится ко всему безвозмездному с недоверием, сомнением и даже с опаской. Дескать, если бесплатно — значит, плохо.

Директор Дома детского творчества Ленинского района Елена ДЕРЯГИНА.
— Бесплатно — значит, честно, — подчёркивает Елена Евгеньевна и добавляет: — Посудите сами, если бы у нас было плохо, разве столько детей бежали бы в Дом детского творчества как на праздник? В учреждениях дополнительного образования нет никаких «рычагов удержания» юного поколения, как, например, в школе. Мы не можем силой или страхом заставлять детей к нам ходить. Поэтому все творческие объединения работают по принципу «Сделай программу интересной, чтобы ребёнку захотелось прийти сюда ещё и ещё раз». И дети идут, значит, им действительно интересно.

Развивая — развиваемся

Когда Надежда БЕРДНИКОВА, отработавшая в средней школе учителем русского языка и литературы 4 года, начала в 1994 году заниматься с дошколятами, то до конца не была уверена, что сделала правильный выбор.

— Тогда мне казалось, что переход от ЛЕРМОНТОВА с ТОЛСТЫМ к детским сказкам станет первым шагом к моей профессиональной деградации, — с улыбкой вспоминает руководитель школы развития «Знайка».

На деле всё оказалось иначе. Развивая малышей, педагог совершенствовалась и сама — внимательно изучала новые методики, вычленяла нужное, корректировала то, что ей казалось несовершенным, и создавала собственную программу под названием «Развитие речи и весёлый счёт».


Надежда БЕРДНИКОВА помогает ребятам адаптироваться к школе, закладывает основы успешной личности. Фото: архив коллектива.

За почти 20-летнюю историю объединение «Знайка» выросло из группы развития, в которой детей учили писать и считать, в настоящую школу развития, в составе которой 4 педагога и 90 детей от 5 до 7 лет. Теперь здесь не просто готовят ребёнка к школе, хотя это и остаётся приоритетной задачей, а занимаются его всесторонним развитием.

— Всего у нас «преподаётся» 5 дисциплин: развитие речи, математика, музыка, ИЗО и психология. Каждый из этих предметов направлен на решение целого комплекса задач, — рассказывает Елена Дерягина. — Взять, к примеру, занятия по ИЗО, в ходе которых дети рисуют, делают аппликации, лепят из пластилина. Конечно, в первую очередь, это помогает ребёнку раскрыть его творческие способности, но кроме того, занятия развивают и мелкую моторику, то есть, по сути, мышление, а также «ставят» руку. А вот занятия музыкой — это не просто развитие музыкальности и чувства ритма, но и формирование «правильного дыхания». Уроки психологии способствуют снятию «зажимов», развитию коммуникативных навыков, взаимодействию в коллективе и т. д. А в совокупности эти предметы ведут к воспитанию творческой и успешной личности.

О пользе красивой речи

Такой предмет, как развитие речи, тоже не так прост, как кажется. Умение говорить грамотно и красиво открывает перед человеком все дороги.

— Многие проблемы в школе и вообще в жизни — от неразвитой речи, — отмечает руководитель школы развития и по совместительству педагог по развитию речи Надежда Бердникова. — Ребёнок может быть вундеркиндом, но если он не умеет выражать свои мысли, то никто об этом и не узнает. У доски он запутается в словах, растеряется и замкнётся в себе. Итог — «двойка» или «тройка», несмотря на то, что ребёнок действительно знает предмет. В будущем это может вылиться в проблему с трудоустройством, ведь человек с неразвитой речью не сможет достойно проявить себя на собеседовании. Побоявшись выразить свои чувства, он не познакомится с понравившейся девушкой или парнем. Не найдёт друзей, потому что им не о чем будет с ним говорить. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Поэтому свою задачу Надежда Николаевна видит не в том, чтобы научить ребёнка читать и писать (этому он и так научится, не здесь, так в школе), а в том, чтобы привить ему навыки грамотной и красивой речи (только навыки — совершенствовать речь можно на протяжении всей жизни).

От слова к рассказу

Начинают, как водится, с малого. На первом занятии малышам предлагают назвать окружающие их предметы. Сначала с помощью существительных, потом — добавив к ним прилагательные. Какое это платье? Не только красивое, но и шерстяное, мягкое, белое и т. д. Параллельно обогащается словарный запас.

От построения словосочетаний переходят к построению предложений. Следующий шаг — описание того, что изображено на картине с обязательным вступлением («На этой картине я вижу…»), основной частью (что именно вижу) и заключением («Мне нравится/не нравится эта картина»). Вот вам и мини-сочинение.

«Второгодки» (то есть ребята, пришедшие в школу развития на второй год обучения) учатся самостоятельно составлять рассказы на заданную тему и пересказывать услышанное.

Развивать речь, кстати, не так просто, как кажется. На встрече с родителями Надежда Бердникова предлагает мамам и папам своих подопечных попробовать описать картинку из книги, чтобы они поняли, как это нелегко.

Передышка для мам

Прелесть школы развития «Знайка» ещё и в том, что занятия с детьми не требуют присутствия родителей.

— Мама может оставить ребёнка и убежать по своим делам, — отмечает Елена Дерягина. — Это очень удобно, особенно тем, чей ребёнок до сих пор не получил путёвку в детский сад. Впрочем, к нам ходят и те, кто уже посещает садик, и даже подготовительную группу при школе.


Эти детки знают больше многих своих сверстников. Фото: архив коллектива.

Просто детям нравится, что занятия проходят в весёлой игровой форме (например, счёту они обучаются в процессе игры в магазин, сами этого не замечая), что во время «переменки» можно повозиться в игровом уголке. Нравится отмечать в начале учебного года праздник «Здравствуй, школа!», а в середине зимы — Новый год, ну а с наступлением весны — «Масленицу» (причём делать это «по-взрослому» — с поеданием блинов и сжиганием чучела во дворе Дома детского творчества). Единственное, что не нравится — уходить из «школы развития» в другую, среднюю, школу. Родители новоиспечённых первоклашек, прошедших подготовку в «Знайке», отмечают, что первое время их дети скучают, потому что знают и умеют гораздо больше своих одноклассников. Но это, по словам Надежды Николаевны, легко поправимо: достаточно объяснить деткам, что впереди у них ещё много всего интересного.

На заметку

Если вы придёте в школу развития дошколят «Знайка», то…

…сможете выстраивать речевые сообщения и пересказывать текст;

…научитесь читать, считать до 20 и выполнять простейшие математические действия;

…разовьёте логику, внимание, мышление;

…познакомитесь с разными материалами для творчества, узнаете жанры искусства, научитесь видеть многообразие линий и форм и определять цветовой колорит;

…разовьёте слух и чувство ритма, овладеете навыками восприятия музыкальных образов; познакомитесь с многообразием музыкальных форм и жанров;

…сможете усовершенствовать навыки общения и взаимодействия в коллективе.

К слову


Директор Дома детского творчества Ленинского района Елена Дерягина напомнила, что запись в творческие объединения ДДТ на 2013/2014 учебный год будет проходить с 26 августа.

erid: erid: