Контрольный выстрел в экономику » новости Екатеринбурга и УрФО

Контрольный выстрел в экономику

28-08-2013, 08:00
Контрольный выстрел в экономику
Фото:

В стране по-прежнему переизбыток людей с невостребованным «верхним» образованием и сильно недостаёт квалифицированных рабочих и специалистов

Завершилась приёмная кампания в вузы. Как свидетельствует Министерство образования и науки РФ, в 2013 году вузам выделена 491 000 бюджетных мест — столько же, сколько и в прошлом году, хотя число выпускников школ сократилось примерно на 1,3% — до 754 000. Соответственно, даже с учётом выпускников прошлых лет, не поступивших ранее, но по-прежнему желающих получить высшее образование, практически каждому второму молодому человеку гарантировано бесплатное обучение в вузах. Кроме того, есть целевые наборы — по заказам предприятий и организаций, которые платят за обучение своих студентов, которым по окончании вуза гарантируют работу по избранному профилю.

В общем, у тех, кто хочет учиться, возможности широчайшие.

Власти, учитывая давно уже обнаружившийся недостаток в экономике России инженеров, врачей и переизбыток юристов, экономистов и гуманитариев разных специальностей, изменили пропорции контрольных цифр приёма (КЦП) в вузы. Например, увеличены против прошлого года КЦП по инженерно-техническим специальностям (на 5,3%), естественнонаучным специальностям (на 2,5%), медицинским специальностям, в сферах образования и педагогики (на 6%), а вот количество мест, связанных с подготовкой кадров в сфере экономики и управления, резко сократилось (на 19,8%).

Во что это выльется в будущем, посмотрим: не всякий первокурсник проходит весь курс обучения, и далеко не каждый выпускник вуза работает по изначально выбранной специальности. Во всяком случае, по экспертным оценкам, подтверждённым в Минобрнауки и Минтрудсоцзащиты, сегодня на российском рынке труда сложилась довольно странная ситуация: у 71% тех, кто ищет место рабочего, — есть диплом о высшем образовании; а с другой стороны, только 18% рабочих окончили техникум или колледж. Если так пойдёт и дальше, то скоро в требованиях к соискателям работы в бригаде по асфальтированию улиц придётся выставлять наличие не просто магистерского диплома — кандидатской степени; а бригадирами могут стать исключительно доктора наук…

К сожалению, цифры, которые привёл на пресс-конференции об итогах приёмной кампании 2013 года заместитель министра образования и науки РФ Александр КЛИМОВ, подтверждают такой сценарий, даже при изменённой пропорции в КЦП.

Так, самые востребованные специальности по-прежнему экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление, управление персоналом, реклама и связи с общественностью и проч.

Да, в принципе уровень знаний зачисленных, если судить по среднему баллу ЕГЭ, год от года повышается (см. таблицу).

Но самые высокие баллы формируются там, где и конкурс огромный: на такие специальности, как международные отношения, по направлениям прикладных и фундаментальных наук etc (варьируется в диапазоне 85—96 баллов), а на специальности, необходимые в реальной экономике, порог баллов исключительно низкий (порой достаточно 50—53 баллов). Что касается последнего обстоятельства, то можно не сомневаться, что соответственного качества мы и специалиста получим на выходе его в экономику.

Можно отметить как позитивное обстоятельство, что в последнее время вузы конкретных регионов и предприятия-организации начинают не просто практиковать целевые наборы, но и меняют набор специальностей к обучению — в зависимости от основных характеристик экономики территории, а также планов её развития.

Федеральный центр пошёл на то, чтобы разделить объём КЦП по бюджетным местам на федеральную часть — она распределяется между всеми вузами России, и региональную часть — на неё могут претендовать вузы и филиалы, расположенные в пределах конкретного региона. Регионы, естественно, при распределении своей части отдают предпочтение направлениям и специальностям, востребованным экономикой, промышленностью и социальной сферой.

Результат такой практики обнадёживает. Более чем в половине регионов страны, где есть вузы, выросли КЦП по инженерно-техническим, естественнонаучным, медицинским специальностям, по направлениям образования и педагогики.

Причём опыт некоторых субъектов Федерации показывает, что процесс подготовки кадров в вузах для нужд региональной экономики вполне управляем. Так, во Владимирской области сразу на 34% увеличились КЦП на направления подготовки, связанные с металлургией и металлообработкой, — это запрос ключевых предприятий региона. В Краснодарском крае, где, как вы понимаете, развивается индустрия гостеприимства, на 31% увеличился приём на направления, связанные с сервисом и туризмом. В вузах Рязанской области на 43% возрос приём уже за счёт федерального бюджета по образовательным программам группы «Приборостроение» — для кадрового обеспечения приборостроительных предприятий, которых много не только в этой области, но и в ряде соседних.

Как обещает Минобрнауки, в рамках программы «Кадры для регионов» будут поддержаны вузы, которые вместе с ключевыми предприятиями региона разработают востребованные экономикой программы обучения. По итогам конкурса вузам предоставляется субсидия на 2013—2014 годы, её ежегодный объём — до 50 млн. рублей в год при условии обеспечения ежегодного внебюджетного софинансирования со стороны предприятия или организации в размере не менее 20%. В этом году предполагается отобрать не менее 10 вузов из различных регионов. Очередные этапы этого конкурса планируется провести в 2014—2015 годах.

Кстати, начиная с 2013/2014 учебного года, Минобрнауки определило перечень направлений подготовки бакалавриата, стандарты которых будут включать как академические, так и прикладные квалификации. Это, считают в ведомстве, позволит обеспечить потребности рынка труда в квалифицированных исполнителях, в том числе способных работать на высокотехнологичном оборудовании. В аналитике министерства названы и передовики по этому направлению работы с кадрами. Это Алтайский государственный университет, где программы прикладного бакалавриата реализуются по пяти направлениям, и Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина — здесь, в нашем УрФУ принят оригинальный образовательный стандарт для разработки и реализации программ прикладного бакалавриата по направлениям в области техники и технологии. Выпускник такой программы — технолог, который может работать на заводе мастером, руководителем первичного трудового коллектива. Программы на основе этого стандарта УрФУ разрабатывает совместно с Уральской горно-металлургической компанией, учебный процесс организован и в университете, и непосредственно на заводах компании.

Но всё же, если посмотреть на ситуацию в целом, молодёжь по-прежнему не хочет становиться «трудовой интеллигенцией». Менеджер, а не инженер — вот такие цели в основном ставят себе выпускники школ. Стране нужны «технари» — а кругом полно одних управленцев. Вот только кем они будут в скором времени управлять — бо-ольшой вопрос.

К слову, тут есть яркий пример. В России  достаточно учится иностранцев — из ближнего да и дальнего зарубежья. Так вот, если 60% наших студентов предпочитают социально-гуманитарные специальности, то среди иностранцев таковых только 40%, остальные готовятся работать как раз в реальной, что-то производящей и изобретающей экономике, учатся на врачей, инженеров, учителей, агрономов, ветеринаров, учёных. Но наши студенты к тому же к концу учёбы и даже избранные на первом курсе специальности вместе с получением диплома забрасывают…

Я не поленился и посмотрел на запросы работодателей, которые они выставляют по вакансиям в департамент по труду и занятости населения Свердловской области, в том числе и предприятия Екатеринбурга. Выясняется, что экономике Среднего Урала край как нужны инженеры в самых различных отраслях и специалисты среднего звена, но особенно — квалифицированные рабочие, от слесарей, электромонтёров до станочников, рабочие строительных специальностей и сферы обслуживания, швеи, медицинские сёстры, фельдшеры — сотни специальностей.

Но работодатели закладывают и серьёзные требования к претендентам на должности: должен быть значительный опыт работы, профильное образование.

Но тут возникает дилемма. Скажем, в Екатеринбурге уровень регистрируемой безработицы, по данным городского центра занятости, варьируется по разным районам города в диапазоне всего 0,42—0,63% (практически это означает, что безработицы как таковой нет — и действительно, вакансий больше, чем безработных!), работодатели, может, и готовы принять любого, кто хоть сколько-то подходит под производственную задачу. Но с другой стороны, если смотреть в будущее, для развития производства, его модернизации требуются как раз специалисты; и предприятия готовы платить значительно больше специалистам. Так что если человек желает хорошо зарабатывать, он должен быть профессионалом, получившим специальную подготовку.

С 1 сентября с.г. в России будет 4 766 рабочих профессий, занятых в самых разных производствах и сферах экономики — согласно недавно утверждённого Минобразнауки Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение. Речь о специалистах, которых раньше готовили в профессионально-технических училищах, а с вступлением в силу с сентября нового закона об образовании таких рабочих и специалистов будут готовить в техникумах и колледжах. И, думается, многие предприятия уже через пару лет будут ориентироваться как раз на выпускников таких учебных заведений.

А с диверсификацией экономики квалифицированные рабочие будут цениться всё более и более. Впрочем, в таких городах, как Екатеринбург, уже давно востребованы именно профессионалы — как с высшим инженерным образованием, так и рабочие. А с учётом планов развития города специалисты реальной экономики будут востребованы ещё больше. Городу предстоит серьёзно менять инженерную, транспортную инфраструктуру, много строить, акцент делается на сферы логистики, туризма, гостиниц, торговли — там нужны специалисты среднего звена, и проч., и проч.

Да если взять и страну в целом, то, по данным главы Министерства труда и социальной защиты населения Максима ТОПИЛИНА, наибольшая потребность работодателей для замещения свободных рабочих мест отмечается в строительстве, обрабатывающих производствах, торговле, ремонте и образовании. В целом в структуре потребности в работниках по-прежнему высока доля потребности в рабочих профессиях — 77,7%! При этом Минтрудсоцзащиты отмечает достаточно весомую долю высокооплачиваемых вакантных рабочих мест по рабочим профессиям.

Думается, если мы не переформатируем нашу экономику, не пустим её на инновационные рельсы, в том числе и в отношении её кадровой составляющей, то мы рискуем отстать не только от развитых стран, где квалификация работника ценится больше всего, причём работника не «широкого профиля», а конкретного специалиста, но и от своих партнёров и конкурентов среди развивающихся экономик. Где также уже отходят от «отвёрточного» принципа экономики к осмысленному труду человеческого потенциала.

Пора учиться.

Источники для таблиц: Минобрнауки, Минтрудсоцзащиты.









erid: erid: