Вот бы жить при коммунизме… » новости Екатеринбурга и УрФО

Вот бы жить при коммунизме…

8-11-2013, 08:00
Вот бы жить при коммунизме…
Фото:

Когда я читаю сообщения вроде таких, что губернатор Мурманской области Марина КОВТУН распорядилась выплачивать ей и спикеру региональной Думы ежеквартальные поощрения в 5,5 зарплаты, а чиновникам тамошнего правительства премий размером от 12 до 18 месячных зарплат, я начинаю понимать, почему российский народ хочет жить при «коммунизме».

Ведь «коммунизм», уверен каждый четвёртый ныне живущий россиянин, это — справедливое общество, где «все должны быть равны». А раз равноправие, то «всё всем одинаково».

Однако если на скромную когорту мурманских чиновников и депутатов согласно губернаторскому вердикту дополнительно уйдут в год 192,3 млн. рублей, какого размера должен быть бюджет региона, чтобы удовлетворить если не всё его трудоспособное население (где-то порядка 565 тысяч человек), то хотя бы даже одних бюджетников?!

Любому понятно, что на всех не хватит.

Но это же не повод уменьшать зарплаты избранным, лучшим, так сказать, которые только то и делают, что радеют за благополучие остальных.

Тем более что даже этим лучшим деньги на поощрения найти было непросто: государственный долг Мурманской области 8,9 млрд. рублей — и придётся ещё занимать!

«Коммунизм — это достойная зарплата», коммунизм — это от каждого — по способностям, каждому — по потребностям, сказали респонденты исследователям Фонда «Общественное мнение» (ФОМ). И они, конечно, правы. За исключением того, что при коммунизме зарплат быть вообще не должно: всего вдоволь, бери сколько тебе надо.

Ярко проиллюстрировал эти тезисы губернатор Калужской области Анатолий АРТАМОНОВ, сообщив, что не имеет «морального права» появиться на важном мероприятии в дешёвых носках, ибо отвечает за благополучие жителей региона.

Так прямо и сказал:

— Я, например, сидя в президиуме на каком-то большом международном форуме, не могу показать ногу в носке за 30 рублей. Не имею такого морального права. Я отвечаю за вас — жителей области. И я должен носить носки, которые 300 рублей стоят. Я обязан делать это. Мне государство за это соответствующую заработную плату платит (ИА «Клуб регионов»).

Впрочем, в претензиях на близость к народу г-н Артамонов зашёл настолько далеко, что уточнил: он всё-таки покупает и недорогие носки и надевает их, выходя в простые калужские реалии. «А вот когда я иду на прогулку, надеваю носки за 30 рублей».

«Коммунизм — это хорошая, стабильная жизнь», общество, где «никто не ворует», а люди добрые, «один за всех и все за одного», и все всем довольны.

А что? Разве мало у нас примеров столь достойной жизни?

Например, за последние годы доходы федеральных чиновников выросли в 6 (!) раз — разве плохо? У других россиян тоже доходы выросли — правда, всего на 30% за то же самое время, но мы ведь «одна большая дружная семья», не так ли?

Правда, пока праздник всё ещё на известной улице.

В ожидании кризисного бюджета российские власти из последних, видимо, заначек, но наскребли на повышение себе любимым зарплат. В обрез, конечно, — федеральные депутаты и министры будут получать вкупе только окладов и премий по 250—500 тысяч рублей в месяц, в зависимости от ранга и, видимо, цены носков и лифчиков, положенных по государственному статусу.

Но среди народа они будут выглядеть, конечно же, проще. Хотя это им если и удастся, то с большим трудом.

Как-никак, а расслоение российского общества достигло уже пиковых значений: по данным Росстата, пресловутый децильный коэффициент (разница между доходами 10% самых бедных слоёв населения и 10% самых богатых) достигла по итогам прошлого года 16,4 раза (показатель 2000 года — 13,9 раза).

Расслоение населения, конечно же, неприятная тема для чиновников и депутатов. Потому что абсолютно непонятно, как же проблему решать.

Если взять и всем гражданам разом поднять зарплаты и пенсии — за полмесяца России кранты. Чтобы поднять производительность труда, как некий эквивалент для потенциального роста доходов населения, тоже требуются огромные деньги — на модернизацию производств. А денег нет, потому что сегодня производительность труда втрое—пятеро ниже, чем в развитых странах, ну и зависим мы от цен на нефть и газ, и чуть сбой — полетела экономика в тартарары.

И борьба с бедностью происходит у нас традиционными способами.

Во-первых, депутаты и чиновники изменяют саму планку бедности — для того и придумано понятие «прожиточный минимум», и его меняют в ту — а иногда даже в другую! — сторону, лишь бы не платить вспомоществования.

Во-вторых, индексируют пенсии и зарплаты бюджетников, повышая оплату труда по категориям в образовании и здравоохранении; иной раз получается, что рост опережает и инфляцию, и в отчётах даже говорится о «стремительном росте» зарплат врачам, учителям, военным, полицейским и проч.

Да вот только проблему расслоения населения это не решает: доходы касты избранных растут ещё быстрее и весомее; плюс не будем забывать, что статусная близость к источникам — государственным корпорациям и банкам, фондам и биржам etc да и собственно бюджету — иной раз попросту умножает размер официальных доходов.

У основной массы россиян такой близости к источникам нет, они по-прежнему зависят от власти либо хозяев и менеджмента бизнесов, и, в общем-то, им по большей части наплевать на то, инновационное ли производство, привлекателен ли для инвесторов город, что гонит страна на экспорт — им бы только прокормиться.

Потому что они видят, что у одних жизнь складывается самым чудным образом — пусть и регион в долгах как в шелках, и технологии на предприятии допотопные, и капитал бежит из страны, ибо дышать не дают, — а у них, сколь ни трудись, всё гроши.

Кстати, в таких мегаполисах, как Екатеринбург, — донорах бюджетов — народ задаёт и совсем уж неудобные для государственной власти вопросы.

Мы работаем, и, судя по статистике, крайне успешно, — говорят жители Екатеринбурга, — но почему нашими деньгами распоряжаются те, кто у кормушки региональной власти? Нам оставляют 15 копеек с заработанного рубля (а с нового года, по планам областных чинов, будет и того меньше!), а остальное распределяют на нужды тех, кто работает меньше; и вообще, за что в таком случае господа-дамы министры зарплату получают, если в области крах экономики?!

Вот и ностальгия. По прошлому и несбывшемуся светлому будущему. Уже сказочному.

Ибо на самом-то деле, когда с трибун декларировалось — будет всем и всё, — на самом деле всем было всё «до лампочки».

Сказки действительно живучи. Как зафиксировал ФОМ, 59% современных россиян находят, что в «коммунизме» больше положительных сторон (лишь 18% находят в нём отрицательные черты) и 43% населения хотели бы, чтобы российское общество было устроено в соответствии с идеями коммунизма.

Что примечательно и грустно, разница во взглядах на этот вопрос между молодыми поколениями, не жившими даже при «развитом социализме», и теми, кто в своё время наизусть учил «Кодекс строителя коммунизма», невелика. В пределах статистической погрешности.

При этом, что тоже примечательно, «общество всеобщей справедливости» — вот что считают главным в понятии «коммунизм» нынешние россияне, перекладывая его на современность.

О какой-либо идеологической подоплёке и научно-экономической базе того сказочного общества вспомнили от силы 3—5% респондентов.

Так что зря власти боятся идеализации «коммунизма» или утерянного рая СССР — им бы побаиваться того, что происходит здесь и сейчас.

За окнами их кабинетов и заборами дач.

erid: erid: