Условия труда: остаться живым… » новости Екатеринбурга и УрФО

Условия труда: остаться живым…

22-01-2014, 08:00
Условия труда: остаться живым…
Фото:

По данным Государственной инспекции труда (ГИТ) в Свердловской области, производственный год с точки зрения безопасности начался не очень.

Уже 5 января двое работников одного из газосетевых предприятий получили ожоги — загорелась газовоздушная смесь лопнувшего баллона; в тот же день в Каменске-Уральском серьёзно пострадал аппаратчик-гидрометаллург — «при выполнении пуска выпарной батареи он получил термический ожог спины и ног 3-й степени тяжести». А 6 января — трагедия: в Екатеринбурге на одном из комплексов возводимых жилых зданий погиб рабочий-строитель; ГИТ устанавливает обстоятельства этого случая.

Такое ощущение, что многие россияне — уральцы не исключение — идут на работу, словно в последний бой. Кто-то принимает «фронтовые», и вовсе не сто, а куда больше граммов; иные забывают — а может, и никогда не знали — правила техники безопасности, игнорируют пункты инструкций по организации и проведению работ, многие из которых, в свою очередь, писаны кровью и жизнями предыдущих поколений… Ведь какая безопасность и какие инструкции в бою?!

Не лучше ведут себя и работодатели: в погоне за прибылью экономят на инструктажах, на обновлении инструментов и станков; могут допустить до работы нетрезвого человека; а чтобы платить меньше, нанимают не специалистов, а случайных людей, и проч.

А в результате — высокая аварийность и неисчислимые несчастные случаи на российских предприятиях, стройках, на транспорте; даже в начальственных офисах и тихих конторах довольно тех, чей больничный лист зафиксировал несоответственное обустройство рабочего места либо нарушение трудового распорядка и незнание элементарных норм ТБ.

В 2012 году, согласно отчёту Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), в хозяйствующих субъектах Российской Федерации в результате несчастных случаев на производстве погибло 2 896 работников, в том числе 230 женщин и 3 работника в возрасте до 18 лет.

Да, следует заметить, что по сравнению с 2011 годом количество погибших на производстве работников в целом по РФ всё-таки уменьшилось (примерно на 10%), а если сравнивать с показателями десятилетней давности, то улучшение ситуации практически двойное (так, в 2002 году на предприятиях России погибли 5 870 человек).

Но согласитесь, что это тысячи только погибших каждый год, а ещё десятки тысяч травмированных (только в 2012 году было зарегистрировано 9 434 несчастных случая с тяжёлыми последствиями), многие из которых стали инвалидами.

По сути, мы за десятилетие теряем на производствах население небольшого российского города, а ещё три таких города населяем, можно сказать, калеками. О материальных потерях для государственного бюджета не говорю: что может быть ценнее жизни и здоровья сограждан?!

За 10 месяцев 2013 года (последняя статистика Министерства труда и социальной защиты) погибли на стройках 488 человек, в обрабатывающих производствах — 363, в сельском хозяйстве — 254, при добыче полезных ископаемых — 160. Вкупе — целый полк, пользуясь военной терминологией.

Больше того: в 2013 году в России насчитывалось около 177 000 работников, страдающих различными формами профзаболеваний, что больше на 0,4 %, чем в 2012 году. При этом численность работников, которым диагноз профзаболевания устанавливается впервые, ежегодно (!) составляет 5 000 —6 000 человек.

Можно ещё приводить статистику, например, что удельный вес вредных либо опасных для здоровья производств в российской экономике только возрастает (по последним данным, их уже 31,8% против за 24,9% в 2007 году) — но, думается, масштаб проблемы итак ясен.

Некоторые вещи проблему ещё более выпячивают.

Скажем, работники вредных производств уходят раньше на пенсию, но на сегодняшний момент владельцы подобных производств только-только начали делать повышенные отчисления в социальные фонды — а пока за эту вредность расплачивается государство, из общего, нашего с вами, бюджетного кошелька.

Та же ситуация с оплатой медицинских страховок. Поддержание здоровья у получивших профессиональные заболевания тоже финансируется пока что из общего котла; надо ли говорить, что посещают медицинские учреждения эти люди чаще — но ставки страховых отчислений ведь одинаковы для всех…

Проблема нехватки денег в бюджете страны, в Пенсионном фонде, безмерная и явно непроизводительная и довольно несправедливая нагрузка на другие фонды — обязательного медицинского и социального страхования — заставила государственные структуры подумать о стратегии развития бизнесов, чтобы сделать прибыльными как раз безопасные производства.

Решили воздействовать на работодателей и работников, как говорится, кнутом и пряником.

«Кнут» включат с 2015 года: будут ужесточены санкции за нарушение условий труда, штрафы станут достигать сотен тысяч рублей; в качестве «пряника» — проведение в 2014 году государством специальной оценки условий труда (СОУТ), по итогам которой работодатели и хозяева бизнесов должны будут чётко представлять себе, каким у них должно быть производство, чтобы не попасть на штрафы, а главное — чтобы не страдали работники.

Как говорит первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ Сергей ВЕЛЬМЯЙКИН, «Минтруд обещает заняться созданием стимулов для работодателей, которые сделают безопасные производства более прибыльными».

Чувствуете? Прибыльными должны стать как раз безопасные производства, где есть все степени защиты людей от вредных условий, где внедряются современные технологии, новейшее оборудование. По сути, речь идёт о тех самых десятках миллионов современных рабочих мест, где созданы условия для высокопроизводительного и безопасного труда.

Из других государственных пряников можно назвать то, что государство в 2015 году гарантирует понижающий тариф страховых взносов в Пенсионный фонд тем работодателям, которые вложатся в охрану труда.

Тут есть, правда, нюанс, который пока не очень-то тепло встречается самими работниками. Так, при снижении класса условий труда — а это должно произойти, если производство в результате внедрения новых технологий и повышения степени охраны труда и здоровья работников становится менее вредным, — станет и меньше компенсационный пакет работнику, меньше отпуск. Многие же работники исходят из того, что пусть я лучше пылью-газом подышу, зато недельку дополнительного льготного отпуска иметь буду.

Ну так россияне ценят свою жизнь и измеряют своё здоровье — мифическими «материальными» выгодами, которые даёт труд во вредных условиях. А то, что их товарищей по цеху, рано получивших право на пенсию, уже через год после её назначения несут на погост, как-то уже и не трогает; мол, так жизнь устроена: наши деды-прадеды тут работали, отцы-матери, мы трудимся — и внукам останется…

В этой связи, думается, следует уже сейчас государственным структурам, профсоюзам, работодателям приступить к разъяснительной работе по СОУТ — федеральный закон на эту тему был принят буквально под новогодние каникулы, 28 декабря 2013 года, и о нём мало кто пока слышал — и сходу организовать на предприятиях бескомпромиссную ревизию всех рабочих мест.

Причём вести эту работу не на бумаге — в реальном измерении. С привлечением самих работников. И каждому работнику придётся, наверное, объяснять, почему его рабочее место признаётся вредным или не признаётся таковым; либо когда его рабочее место и в результате чего может стать абсолютно безвредным и высокопроизводительным; когда работника направят повышать квалификацию, и т. д.

 

Либо — может быть и так — уполномоченный государством институт (организация), проводя СОУТ, выдаст рекомендацию, что данное производство лучше закрыть, чем расплачиваться здоровьем и жизнями людей, — тогда тоже объяснить людям, где им найти применение собственным силам, где зарабатывать на жизнь…

Для уральского края, где завод на заводе, где в провинции что ни город, то монопроизводство, вопрос модернизации — это вопрос, будет ли в принципе существовать уральская экономика.

Согласно данным Роструда, треть несчастных случаев на производстве с тяжёлыми последствиями произошла из-за отвратительной организации работ, ещё треть — из-за нарушения технологии, недостатков в организации рабочих мест, эксплуатации неисправного оборудования, плохой подготовки работников по охране труда и игнорирования средств индивидуальной и коллективной защиты, пьянства и прочих дисциплинарных нарушений.

Организовать новые эффективные и безопасные рабочие места, повысить производительность труда — сейчас Россия уступает по этому показателю развитым странам в 3,5 раза — сложная задача. В декабре прошлого года Президент Владимир ПУТИН поручил Правительству РФ и Агентству стратегических инициатив создать, по сути, новый институт — национальную систему квалификаций. Если по-простому, предстоит выработать профессиональные стандарты по всей экономике. Разработка новых профессиональных стандартов — это часть майских указов Путина, изданных им сразу после вступления в 2012 году в должность.

«Многие существующие требования к профессиям безнадежно устарели, некоторые из них сформулированы двадцать и даже тридцать лет назад, а перечень того, что должен знать и уметь конкретный специалист, занимает всего несколько предложений», — объяснил актуальность задачи Путин.

СОУТ — часть этой работы. Условия труда должны быть такими, чтобы не шла на наших производствах война — с устрашающим числом жертв…

Динамика изменения абсолютного количества пострадавших

на производстве со смертельным исходом

Источник: Роструд

Источник: Роструд


erid: erid: