О мирной жизни в дни блокады » новости Екатеринбурга и УрФО

О мирной жизни в дни блокады

29-01-2014, 08:00
О мирной жизни в дни блокады
Фото:

Ленинград дорогой, ты стоишь над Невой,

Где гремела в войну канонада.

Пусть останется в памяти жизни былой

Это страшное слово «блокада».

На последних строчках Надежда Михайловна ЛОГИНОВА сбилась с ритма и не смогла удержать слёз. «Я всегда плачу при упоминании о блокаде», — объяснила она.

Дело было в Центре общественных организаций ВЕРХ-ИСЕТСКОГО РАЙОНА (ул. Московская, 25а). Там 28 января собрались участники районной организации Союза жителей блокадного Ленинграда. Поводом для их встречи стала 70-летняя годовщина освобождения города на Неве от фашистской блокады. Для гостей Центра подобрали документальные фильмы с воспоминаниями тех, кто работал в Ленинграде в военные годы, музыку, написанную в те времена. Киносюжеты и рассказы, проиллюстрированные фотографиями, не повествовали об ужасах блокадной зимы, о жизни под бомбёжками. Они рассказывали о стойкости человеческого духа, о том, как люди всеми силами стремились в военное лихолетье сохранить достояния мирной жизни.

Главный специалист отдела по работе с общественными организациями, СМИ и молодёжной политике администрации Верх-Исетского района Александр БРУСНИЦЫН напомнил участникам встречи славную историю Ленинградского зоосада.

Надежда ЛОГИНОВА: «Не могу без слёз говорить о блокаде». Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.
Многие из блокадников в этом зоосаде в детстве побывать не успели, а если успели, то по малолетству немногое запомнили. И они с огромным интересом слушали историю о том, как сотрудникам учреждения в войну и голод удалось сохранить 162 вида животных — даже таких крупных хищников, как тигры и белые медведи. Голод этих зверей утоляли жмыхом, смоченным рыбьим жиром. В Ленинградском зоосаде выходили даже бегемота, которому необходимо 40 кг пищи в сутки, — биологи давали ему немного овощей и множество распаренных опилок, чтобы обмануть голод.

С этой историей соседствовал киносюжет о молодых артистах, выпускниках театрального училища, которые в лютые холода в лёгких концертных нарядах выступали перед устроителями дороги на Ладоге.

И в рассказах самих блокадников находилось место не только тяжёлым, но и светлым воспоминаниям.

— Недавно я увидела по телевидению сюжет о футбольном матче, который прошёл в Ленинграде в 1942 году, и ужасно удивилась — как же хорошо надо было кормить футболистов, чтобы они так бегали по полю, — поделилась Нина Александровна ЛОШКАРЁВА. — Впрочем, в этом же году в Ленинграде одна девушка выиграла соревнования по толканию ядра. Горожане по мере сил старались вести такой образ жизни, как в мирное время. В начале войны мне было 11 лет. Мы жили на первой линии Васильевского острова. В первый военный год в школе не учились: там разместился госпиталь. Фашисты при бомбёжке специально старались в него попасть. Однажды угодили в дом, соседний с нашим. Стена там отвалилась, и было видно, что в одной из квартир уцелела детская кроватка. Когда стало тихо, люди услышали, как в ней плачет ребёнок. Мама запрещала мне лишний раз выходить на улицу, но я всё равно ходила и смотрела вместе со всеми. А эвакуировались мы на катере по Ладоге. Уезжали под обстрелом, идущий перед нами катер разбомбили. А когда прибыли на место, всем дали вволю хлеба.

— А мы с двоюродной сестрой ходили с Васильевского острова в Гавань — там была чуть ли не единственная работающая баня, — вставила Надежда ЛОГИНОВА. — Уезжали из города мы тоже по Ладоге, только зимой, на машине по льду. И всем детям тогда дали по плитке шоколада.

— А я помню, как в Новый год в декабре 1941-го в нашей школе устроили ёлку, и всех ребят хорошо накормили, — добавила Тамара Мартыновна ПЕТУХОВА. — Я тогда ходила в первый класс. В первое время блокады, когда на город сбрасывали фугасные бомбы, мы, дети, бегали их тушить. Или спускались в бомбоубежище — школьники там не сидели без дела, занимались. Потом мы перестали выходить из дома: звучит сигнал тревоги, не успеешь одеться и выбежать, как уже дают отбой. Да и сил уже было слишком мало, чтобы куда-то бегать. Весной 1942-го нас отправили в эвакуацию. Моему брату было тогда 3 года. Когда мы приехали на Финляндский вокзал, милиционер помог маме его нести. Потом выяснилось, что он недосмотрел, и у братика свалился с ноги валеночек, пришлось замотать ножку тряпками. Нас хотели отправить на Северный Кавказ, но мы испугались, что окажемся под немцами, и вылезли в Воронеже. Но и этот город вскоре заняли фашисты, однако мы успели уехать на Урал.


Начальник отдела по работе с общественными организациями, СМИ и молодёжной политике администрации района Ольга КУЗНЕЦОВА вручила блокадникам именные открытки по случаю памятной даты, подписанные главой администрации района Александром БРЕДЕНКО.

erid: erid: