«Мне вчера дали свободу. Что я с ней делать буду?» » новости Екатеринбурга и УрФО

«Мне вчера дали свободу. Что я с ней делать буду?»

14-02-2014, 08:00
«Мне вчера дали свободу. Что я с ней делать буду?»
Фото:

Почти полвека назад задал этот вопрос — не себе одному, всем нам — великий бард Владимир ВЫСОЦКИЙ.

Сменилась эпоха.

И вот уже лозунг «Свободные люди в свободной стране!» гуляет по просторам России.

Да и то. Социологи Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) опубликовали на днях результаты опроса граждан РФ от 18 лет и старше в 100 населённых пунктах 43 субъектов Федерации, где 61% респондентов ответили однозначно: «Я чувствую себя свободным (-ой)».

Более того, наши люди желают и далее жить среди свободных, самостоятельных, независимых людей. Именно такое сообщество нравится россиянам больше всего; во всяком случае — подавляющему большинству россиян (89%).

Социологи, анализируя ответы респондентов, отметили, что ощущение свободы влияет и на другие аспекты жизни человека. Свободные люди чаще говорят, что нашли своё место в жизни, живут в согласии с собой и в целом довольны тем, как они живут. Кроме того, люди, чувствующие себя свободными, чаще полагаются на себя и считают, что успех зависит от них самих, а не от внешних обстоятельств.

И наши люди очень и очень досадуют, если им по каким-либо причинам приходится жертвовать подобной атмосферой.

Но проблема в том, что, по мнению россиян, им слишком уж часто приходится приносить подобные жертвы.

Каждый второй (54%) заявляет, что ему приходилось отказываться от ощущения свободы ради материального благополучия, а треть опрошенных (34%) вообще сказала, что они, по их внутреннему ощущению, так и не освободились от «крепостного права» и свободными себя не чувствуют: «Я никогда толком и не понимал, что такое свобода…»

К слову, совсем незначительная часть россиян — примерно четверо из каждой сотни респондентов выказала неприязнь к тем, кто считает себя свободными людьми; впрочем, ни ревности, ни зависти к ним тоже они не испытывают.

Да вот самим стать независимыми и самостоятельными что-то да мешает.

Думается, больше — боязнь, страхи за неясные последствия, которые может принести взыгравшее «чувство свободы».

Народ наш в основной своей массе настолько консервативен, что ему ближе, оказывается, размеренная жизнь в скорлупе предсказуемых взаимоотношений с другими людьми, с обществом и с государством, нежели какие-либо эксперименты — в том числе и позиционированием самого себя на этом свете.

Двигаться на баррикады из чувства справедливости и за свободу россиянин начнёт тогда, когда уж прижмёт совсем — да и то двинутся некоторые, но, правда, остальные будут им сочувствовать и мешать установлению «царства свободы», если перестали нравиться существующие порядки, не станут.

Поэтому неудивительны и результаты, полученные ФОМ: три четверти россиян (73%) считают стабильность гораздо более важной, чем ощущение личной свободы. Тех, кто считает по-другому, всего 16%.

Но так ли уж помогло в жизни ощущение себя свободным человеком? Отчасти — да, помогло. Две трети (66%) «свободных» людей заявили, что их жизнь удалась, а две трети (66%) «несвободных» людей сказали, что они недовольны тем, как живут.

Хотя справедливости ради надо сказать, что «в согласии с собой» живёт большинство и тех и других. Но, будем полагать, первые — «свободные» — находятся в согласии с собой, потому что сами стали творцами своей судьбы, в то время как согласие с собой у «несвободных» сформировалось потому, что они изначально сами (либо под влиянием обстоятельств, как говорят иные из них) выбрали путь конформизма.

Они согласились быть «ведомыми» по своей же судьбе силами извне.

Ну, им так удобнее.

Однако процент живущих в согласии с собой среди «свободных» людей всё-таки выше, чем у «несвободных» (86% и 59% соответственно).

И всё же говорить о том, что российское общество в целом ценит свободу как выбор пути, увы, не приходится.

Во-первых, тех, кто считает, что жизненный успех зависит лично от человека — менее половины (46%), и ровно столько же (46%) уверены, что от человека мало что зависит, всё определяют внешние обстоятельства.

Во-вторых, две трети (62%) россиян сказали, что у них в принципе мало возможностей для выбора. При этом так считает и каждый второй «свободный», а уж про «несвободных» и говорить нечего (71%). То есть большинство россиян даже и не мыслят в ту сторону, что они сами могли бы каким-либо образом влиять на ситуацию в обществе, на государственные решения, добиваться лучшей жизни…

Российскому обществу так и не удаётся избавиться от культа «царя за всех». Граждане смотрят наверх и ждут манны небесной.

Но что на данный момент представляется мне лично особо опасным, так это то, что граждане, по каким-либо причинам не дождавшись этой манны, какой они её для себя лично видят, начинают с известным остервенением поносить ту единственную свою точку опоры, на которую и рассчитывали.

Уже другой социологический институт, Левада-ЦЕНТР, подметил тенденцию, что в глазах россиян интересы общества и власти не совпадают. Из опроса следует, что 67% граждан не верят («скорее» не верят или «определённо» не верят) в совпадение интересов власти и общества. Примечательно, что эта доля была примерно такой же и 2, и 5 лет назад.

Но при этом за невмешательство государства в частную и экономическую жизнь граждан выступают всего 6% россиян, зато 53% — за государственную заботу о гражданах.

И тут я соглашусь с экспертами, которые говорят, что общество склоняется к левой модели «большого государства», которое берёт на себя широкие социальные обязательства и вместе с тем оставляет за собой право вмешиваться, а то и контролировать различные социальные и экономические процессы.

Но в таком случае остаётся абсолютно не прояснённым вопрос, насколько мы продвинулись за последние четверть века в развитии рыночных отношений в экономике и демократических общественных институтов?

Увы, но, похоже, ответ за эти годы так и не найден. Ни обществом, ни государственной властью.

Единственное поле для свободы личности, для общественной инициативы — это территория местного самоуправления. Не везде. Не во всех смыслах. Однако же перед нами есть яркий пример Екатеринбурга, ряда других «свободолюбивых» территорий, где муниципальная власть и городское сообщество совместно ищут пути развития города, создают условия для раскрытия личностного потенциала и вообще ориентируются на человеческий, интеллектуальный потенциал народонаселения и не намерены давать цеу, как нам всем тут жить.

Это мы сами должны решать, как нам жить — это в крови подавляющего большинства жителей Екатеринбурга, это очевидно, я лишь констатирую эту данность.

И что эта данность — свободные, самостоятельные, независимых суждений люди строят для себя и для своих детей лучшее будущее — имеет материальное выражение, доказывается цифрами муниципальной экономики и уровнем благосостояния жителей города, которые на порядок выше, нежели в большинстве других, менее «свободных» территориях.

Так что когда мне говорят о возможном уничтожении системы местного самоуправления на уровне таких городов, как Екатеринбург — а такие законодательные потуги предпринимаются, не худо бы спросить горожан, хотят ли они снова оказаться в стойле?

Да, может, там и кормёжка была по часам, и дойка по времени — да вот только это и есть единственный «выбор». А мечтать и творить абсолютно бессмысленно…

erid: erid: