Праздники, которые мы теряем » новости Екатеринбурга и УрФО

Праздники, которые мы теряем

12-03-2014, 08:00
Праздники, которые мы теряем
Фото:

Конечно, нормального человека не может не беспокоить то, что в стране стаёт всё меньше людей умных, образованных, культурных. Так легко в один не особо прекрасный миг проснуться — а тут и поговорить не с кем, и придётся, по образному выражению нашего национального лидера, вспоминать времена Махатмы ГАНДИ.

Ведь это он говорил: «Одолевайте ненависть любовью, неправду — правдой, насилие — терпением» и «Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире», а также «Цивилизация в подлинном смысле слова стоит не в умножении потребностей, а в свободном и хорошо продуманном ограничении своих желаний» (цитирую по РИА Новости). 

А что мы сегодня имеем?

Почти две трети (59%) респондентов февральского этого года исследования ВЦИОМ на вопрос, становится в последние годы больше или меньше культурных людей в России, сказали — меньше. А трети граждан России откровенно не повезло: они уверяют, что в их окружении либо, как минимум, половина, либо сплошь — некультурные люди.

Причём что удивительно, большинство подобных ответов получено в…мегаполисах вроде Москвы и Санкт-Петербурга. Хотя почему удивительно? Хотелось бы надеяться, что дело тут в контрастах: на фоне общего культурно-образовательного уровня невежество заметнее всего. В каком-нибудь рабочем посёлке городского типа, где не бывал ни один театр, а из всех развлечений — посиделки с семечками, наоборот, слишком культурный человек будет выглядеть белой вороной.

Впрочем, не буду утверждать, что оба моих примера не хромают.

Ибо немало приезжих из деревень бывают куда образованнее и культурнее — если воспитанность считать неотъемлемой частью человеческой культуры; а кино, театрами, вернисажами и филармониями это качество лишь дополнится, — коренных жителей мегаполисов. И наоборот, есть люди, съезжающие из столиц в малые города и деревни и готовые сеять среди тамошнего населения разумное, вечное — и их там с уважением и радостью принимают, пытаясь, как говорится, расти над собой…

Но факт остаётся фактом: жующих на улицах семечки всё больше; мыльных телесериалов — не счесть; а тех, кто не потерял историческую память (а это не привилегия, это один из главных признаков культурного и образованного человека — чтить предков, хранить память о них и их свершениях, подвигах и поражениях etc), — всё меньше.

Историческая память отражается на государственном уровне установлением памятных дат и праздников — ну, кои должны бы символизировать преемственность и одновременно единство нации.

И вот, пожалуйста. Общенациональные праздники День России (12 июня), День народного единства (4 ноября), Праздник Весны и Труда (1 мая) и отмечаемый в будни День Конституции (12 декабря) важными считают, согласно репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения в возрасте 18 лет и старше в 130 населённых пунктах 45 регионов страны, которую сделал в феврале Левада—ЦЕНТР, всего 1% граждан РФ. А такая памятная дата, как годовщина Октябрьской революции, День согласия и примирения, не набирает в аналогичных опросах с 2005 года вообще ни одного голоса.

Замечу, что День Победы (9 мая) отметили как важный для себя 36% опрошенных — четвёртое место в праздничном ранжире, и это на 6 процентных пунктов больше, чем голосов, поданных за 8 Марта и 23 февраля вместе взятых.

С одной стороны, можно только порадоваться за россиян, что они «наперекор идеологическим штампам» или «вопреки всем проблемам» главными, самыми важными для себя считают даты сугубо личного и семейного характера.

Так, на первом месте — Новый год (76%); на втором — дни рождения близких и знакомых (48%), на третьем — собственный день рождения (43%). Можно отметить, что вновь обретённые религиозные праздники — Пасха, Православное Рождество, Курбан-Байрам, католическое Рождество — имеют значение, соответствующее широте проникновения религий в общество и в соответствии с числом паствы у той или иной конфессии.

То есть если государство и его представители во власти хотят, чтобы государственная политика была поддерживаема электоратом и проводилась в жизнь успешно, то говорить с электоратом следует на его «языке» — семейных ценностей, и воздействовать на общество, добиваясь перемен, следует через межличностные связи.

И это действительно так: дефицит нравственности и человечности в действиях власти налицо, и тут есть поле для манёвра. Тактического.

Однако радость от разворота общества к ценностям исключительно семейным и вывод общества на уровень лишь межличностного общения — а это более низкий уровень, увы, — имеет и свои негативные стороны. В стратегическом плане.

Не может нация складываться — а Россия по-прежнему в периоде становления нации, общество в поисках национальной идентичности, — если у неё нет опор, о существовании которых знали бы все, а признавали эти опоры хотя бы большинство, а образованное население не подтягивает примерами тяги к знаниям всех сограждан до звания культурного человека. Читай — цивилизованного.

Мы же сегодня видим чуть не тотальный скептицизм населения страны по поводу будущности России. Мы не просто не верим в страну, мы не просто не доверяем значительному числу государственных институтов, структур власти — Президенту доверяем однозначно, рейтинг Владимира ПУТИНА зашкаливает за 67%!, — мы не видим опоры… в себе.

Нам кажется, что кто-то сможет устроить за нас нашу жизнь.

При этом мы, забывая, как было ещё совсем недавно нам плохо — что поделать, коротка человеческая память, отсеивает плохое, оставляет хорошее, и мы знаем, «когда деревья были большими»! — пытаемся искать спасительные «якоря» в уже пройденном. Тогда как следовало бы, опираясь на опыт, сняться с якорей в поисках рукотворного неизведанного.

Сегодня менее трети населения страны — по экспертно-социологическим замерам самых разных институтов — за экономическую систему, в основе которой лежат частная собственность и рыночные отношения. Большинство (примерно каждый второй россиянин; в некоторых исследованиях — до 57%) — за экономическую систему, которая основана на государственном планировании и распределении. А понятие «демократия» и вовсе выхолощено, а само слово стало жупелом, которым уже пугают.

Вот это — рукотворное мыслительное, плод действий страдающих комплексами непонимания «демократов», ретивых рыночных «либералов» и властных «консерваторов». Вместе взятых.

Растащили нацию на лозунги вместо конкретных, реальных дел; и люди наплевали на всех и вся, стали решать каждый исключительно свою судьбу, и им ведь не объяснили, что судьбы людей связаны друг с другом и не на необитаемом острове мы все живём…

А в результате ясно представить себе будущее своей семьи, своё будущее россияне могут, согласно уже другому опросу Левада—ЦЕНТРА лишь на несколько ближайших месяцев, а каждый четвёртый не рискнул бы сказать, что с ним и его семьёй будет и через несколько недель. Горизонт в один—два года видят всего 26% россиян, и лишь один из десяти делает прогнозы на 3—5 лет.

О какой будущности страны, о какой памяти предков как опоры для этого будущего или о роли живущих поколений как «строителей» этого будущего тут можно говорить?!

Молодое поколение уже с трудом вспоминает, что была советская война в Афганистане

 и что пала Берлинская стена — а уж про диссидента-трибуна Андрея САХАРОВА не слышал (!) почти никто из молодых; о причинах и следствиях распада Советского Союза не задумываются, — а ведь это было-то, по сути, на жизни одного поколения! От силы — двух.

И заглядывать за горизонт даже одного поколения нам не под силу.

Или мы не хотим?

А может, мы боимся посмотреть на себя — какие мы в зеркале общества, — и на общество, на всех нас, — в зерцале будущего России?

Мы разучились слушать и слышать друг друга, мы сторонимся общения интеллектуального, мы жуём жвачку игрищ на телевидении вместо культурного просвещения, но отчего-то хотим, чтобы наши дети и внуки жили лучше нас.

Но как они будут жить лучше, если они — плоть от плоти наше с вами воспитание?

Нет, прав был Махатма Ганди: «Нас погубят политика без принципов, удовольствия без совести, богатство без работы, знания без характера, бизнес без морали, наука без человечности и молитвы без жертвы…»

erid: erid: