Найден «компромисс между желаемым и возможным» » новости Екатеринбурга и УрФО

Найден «компромисс между желаемым и возможным»

1-04-2014, 08:00
Найден «компромисс между желаемым и возможным»
Фото:

Устав Российской академии наук, принятый на прошлой неделе на общем собрании РАН в Москве, может стать первой ступенью к легитимизации обновлённой РАН и позволит на законных основаниях вести диалог о разграничении полномочий с Федеральным агентством научных организаций (ФАНО). Об этом сообщил 31 марта на брифинге в зале заседаний президиума УрО РАН председатель Уральского отделения академии Валерий ЧАРУШИН, назвав новый Устав академии «компромиссом между желаемым и возможным».

Реформа РАН, грянувшая в прошлом году и столь напугавшая научную общественность своей радикальностью, выражаясь языком политологов, из «революционной стадии» переходит в русло созидания новой системы. К этой системе у уральских академиков до сих пор очень много вопросов. Например, как теперь будет осуществляться взаимодействие региональных отделений РАН с региональными же научными институтами, которые теперь оказались в «епархии» ФАНО? По словам главного учёного секретаря Уральского отделения РАН Евгения ПОПОВА, до реформы на балансе УрО находилось 55 различных организаций, в том числе 40 подведомственных НИИ, а также лаборатории, поликлиники, детские сады. Согласно же новым правилам региональные отделения могут лишь осуществлять научно-методическое руководство этими институтами, участвовать в подготовке госзаданий и сверке научных отчётов — а организационно и хозяйственно все НИИ будут подотчётны федеральному агентству. Получается парадоксальная и очень неудобная для учёных картина: например, чтобы воспользоваться оборудованием суперкомпьютерного центра РАН, теперь нужно заключать отдельный договор аренды с Институтом математики на базе ФАНО. Усложняется при новом раскладе и решение острых социальных вопросов: например, предоставление жилья молодым специалистам. Более того, по словам Валерия Чарушина, из-за капитального сокращения функций региональных отделений и передачи их в ведение ФАНО в УрО РАН грядут сокращения управленческих кадров — особенно в финансовой и издательской сфере. Причём не точечные, а массовые — чуть ли не в три раза. Так, в структуре Уральского отделения скоро не будет финансового управления и редакционно-издательского отдела, который в былые годы ежегодно публиковал несколько сотен монографий авторства уральских учёных. А самая главная проблема, нерешённая до сих пор, — это отсутствие чёткого разграничения функций и полномочий между РАН и ФАНО.

Поэтому принятие Устава многие академики воспринимают если не как панацею, то по крайней мере как реальный путь к выходу из правового вакуума, возникшего в академической сфере благодаря реформаторам. Ведь согласно этому документу за Академией законодательно и официально закреплено 6 базовых функций — в том числе разработка предложений по формированию государственной научно-технической политики, проведение фундаментальных и поисковых научных исследований, экспертиза госпроектов, оказание научно-консультационных услуг, популяризация и пропаганда науки, а также подготовка предложений, направленных на укрепление статуса и социальной защищённости учёных. Кроме того, в ходе обсуждения документа региональным отделениям РАН удалось отстоять три самых принципиальных момента: отделения должны осуществлять методическое руководство институтами, участвовать в согласовании кандидатур на должности директоров НИИ и иметь квоту на выборах руководителей и членов академии. Правда, последнее слово в этом вопросе всё равно скажет Правительство РФ, которое должно в течение 2 месяцев утвердить Устав либо отправить его на доработку. Впрочем, истинную цену реформе мы, скорее всего, узнаем не раньше чем через год — когда федеральное правительство подведёт первые итоги работы РАН в новых условиях и при необходимости (если станет ясно, что новый порядок управления академией откровенно препятствует нормальному научному процессу) внесёт в закон ряд корректив.

erid: erid: