«Учителя года» в Екатеринбурге выбирали нынче 19-й раз. 19-й раз в битве интеллектов, доброты и профессиональных достоинств побеждал сильнейший. И только один — в 2011-м это учитель ОБЖ гимназии № 205 (ОРДЖОНИКИДЗЕВСКИЙ РАЙОН) Михаил РУЛЁВ — всходил на символический пьедестал почёта. Он же, к слову, завоевал ещё и приз зрительских симпатий. Впрочем, остальных финалистов тоже не обошли вниманием. Свою долю «кричалок», «махалок», аплодисментов и призов получили лауреаты Елена ТРИШКИНА (лицей № 159, ЛЕНИНСКИЙ РАЙОН) и Наталья ЦИБАРТ (школа № 48, ВЕРХ-ИСЕТСКИЙ РАЙОН). А Светлана ДОЛГОРУКОВА (гимназия № 2, ВЕРХ-ИСЕТСКИЙ РАЙОН) отмечена за преданность профессии.
Но ещё до того, как претенденты на победу скрестили свои шпаги на ристалище в театре балета «Щелкунчик», они прошли несколько заочно-очных этапов состязаний, в процессе которых наглядно и убедительно продемонстрировали: выбор жизненного пути был безошибочен.
… Пеппи Длинныйчулок отдыхает. Тут таких Пеппи из ансамбля «Задоринки» лицея № 100 в разноцветных бантах — по три на голову — полная сцена. Крутятся, прыгают, летают. Что делать — перемена. На уроке такое возможно лишь в одном случае. Если это урок танцев.
У нас всё серьёзно. Более чем. Ведь у доски нынче «плавают» педагоги. Хотя… что это я? Претенденты на медаль не плавают. У них кругом пятёрки. Знания, таланты, находчивость и юмор просто выплёскиваются в зал.
Вот вы бы что ответили ученику, который на голубом глазу уверяет: папа сказал — мне это в жизни не пригодится. Участник конкурса «Учитель года-2011», преподаватель основ безопасной жизнедеятельности Михаил Рулёв (гимназия № 205), как в КВНе, находится мгновенно (времени на размышления практически нет) — познакомился бы я с этим папой, узнал бы, что пригодилось в жизни ему. Литератору и «русисту» Наталье Цибарт (школа № 48) ещё сложнее. Представьте: гуляет по классу записка. Дети смеются. Учитель перехватывает — читает: «Посмотри на потолок». Смотрит. Класс довольно хохочет. Наталья Юрьевна смущена: «Я не читаю чужих записок, они сразу летят в корзину». Дальше — больше. Выход из трудного положения ищет коллега Цибарт из 159-го лицея Елена Тришкина. Ей достаётся взволнованный папа, который, влетев в класс во время урока, истово требует подать ему сына. Но такой ученик в списках не значится. «Выбирайте любого», — предлагает учительница. Не нравится? До свиданья. Сурово? Зато без последствий. А как быть биологу и географу Светлане ДОЛГОРУКОВОЙ (гимназия № 2), которая в предложенной ситуации так искренне, так нежно говорила о любви к животным, что к празднику ей детки преподнесли щенка московской сторожевой? Понарошку, конечно. Но где гарантия от подобных подарков в жизни? Гарантий нет, так что Светлане Владимировне осталось лишь быстренько перебрать в уме знакомых и родственников, чтоб пристроить будущего «телёнка» в хорошие руки. Свои руки (и сердце) уже отданы другому четвероногому.
Впрочем, разминка была, скорее, завершением состязаний. Последним уроком. А началось всё с представления… Представления себя и профессии. «Сюда приходят, сменив уют на риск и непомерный труд…» — пела чуть подправленного под данность ВЫСОЦКОГО Светлана Владимировна. «Звенит звонок, и вновь иду я в класс» — читала собственные стихи Наталья Юрьевна. «Линейка — часть моей профессии…» — двусмысленно каялся Михаил Александрович. «Знаю много, ещё больше не знаю» — признавалась Елена Викторовна. И это было особенно здорово, потому что кто же любит задавак-всезнаек?
Задавак-всезнаек не любят. Правда. Но знающие, а главное — думающие люди вызывают несомненное уважение. А тут ещё было время подготовиться. В общем, публичную лекцию, темой которой стали слова Элберта ХАББАРДА «Учитель — это человек, который выращивает две мысли там, где раньше росла одна», ждали с особым настроем.
Светлана Владимировна указала на экран. «Камень на камень, кирпич на кирпич…» — выплыло откуда-то из глубокого детства. В кадре действительно один каменный ромб на другом. Что это? Оказалось, памятник сахару-рафинаду в Моравии. Интерес в зале просто малышовый. Внимание завоёвано. Можно продолжать урок…
Кто из нас не мечтает стать Пигмалионом? — наживка, брошенная коллегам, заглатывается с ходу. А Наталья Юрьевна уже развивает мысль. Нет панацеи, нет единого средства. Не бывает одноцветной радуги. И рецепты отсутствуют. Зато есть притча. Про зубы, которые во сне выпали у властелина, и про толкователей сновидений, один из которых сказал: твои близкие умрут, а другой — ты переживёшь своих близких. Первого наказали, второго наградили. Почему? Думайте.
Михаил Александрович против безопасной жизнедеятельности. Он — за личную безопасность. За алгоритм действий при угрозе. «Как пройти на улицу Сурикова?» — спросит мальчишку подозрительный субъект. А тот, хорошо обученный в школе, бросит многозначительный взгляд за спину непрошенного собеседника. Сработает, уверяет педагог, — человек обязательно повернётся. И тут уж, не теряя драгоценных мгновений, надо дать немедленного стрекача.
А как же пройти на улицу Сурикова? — ехидно кричат из зала. Но на сцене уже Елена Викторовна. И все согласно кивают: школа — не оружейная лавка. Учителя не вооружают знаниями, а воспитывают человека. И вновь звучит притча. Теперь о двух дверях. На одной написано — добро. На другой — о добре лекция. Очередь у второй. У первой — пусто. Почему? Потому что именно там человеку предстоит постоянно делать выбор. И самим, через муки и страдания, решать, как лучше. Как гуманнее, честнее, порядочнее.
Наши учителя, естественно, пойдут к той двери, где нет очереди.
На фото: финалисты конкурса «Учитель года-2011» — Елена ТРИШКИНА, Наталья ЦИБАРТ, Михаил РУЛЁВ и Светлана ДОЛГОРУКОВА — с заместителем главы администрации города Михаилом МАТВЕЕВЫМ и начальником управления образования администрации города Евгенией УМНИКОВОЙ.
Фото: Анна ХРАНОВСКАЯ.
На фото: ансамбль «Задоринка» из лицея № 100 поздравляет финалистов городского конкурса «Учитель года-2011».