Патриотизму научит Андропов? » новости Екатеринбурга и УрФО

Патриотизму научит Андропов?

21-06-2014, 08:00
Патриотизму научит Андропов?
Фото:

Основной залог безопасности государства — в патриотизме граждан. Такова была основная идея форума «Безопасность государства и гражданская ответственность молодёжи», прошедшего 17 июня в Уральском федеральном университете (ул. Мира, 19). Форум посвящался 100-летию со дня рождения Юрия АНДРОПОВА, советского государственного и политического деятеля, в 1982—1984 годах возглавлявшего страну, а до того в течение 15 лет руководившего Комитетом государственной безопасности СССР.


Участниками встречи стали представители всех городов Уральского федерального округа. Фото: Мария КОНОВАЛОВА.

— Наш форум адресован как организаторам патриотического воспитания, так и самим молодым людям, — сообщил профессор, заведующий кафедрой социологии и социальных технологий управления УрФУ Юрий ВИШНЕВСКИЙ. — Речь идёт не только о военно-патриотическом воспитании — для современной молодёжи очень значим и гражданский патриотизм. Мы пригласили на форум большое количество студентов, потому что для организаторов патриотического воспитания очень полезно общение с ними: молодые люди могут указать на то, что какие-то формы работы с ними устарели, стали неэффективными. Нам хотелось соединить разговор о патриотизме с юбилеем Юрия Владимировича Андропова — оттолкнуться от его идей, показать, насколько они актуальны и в наши дни.

Встреча началась с рассказа о теоретическом наследии Андропова. Заведующий кафедрой теории и истории политических наук УрФУ Александр КЕРИМОВ напомнил собравшимся о том, что с приходом Андропова к власти связывали большие надежды: большинство населения страны мечтало о наведении порядка, к тому же было понятно, что советскому обществу требуются преобразования. Керимов рассказал, что Андропов задумывал перестроить экономику, присматривался с этой целью к экономическим моделям, действующим в других странах. В то же время руководитель страны был твёрдо убеждён, что сначала надлежит перестроить промышленность и сельское хозяйство, и лишь потом приниматься за реорганизацию политических институтов.

О наследии АНДРОПОВА рассказывает Александр КЕРИМОВ. Фото: Мария КОНОВАЛОВА.

— В одном из своих докладов Андропов сказал: «Наша цель — добиться того, чтобы каждый гражданин понимал и чувствовал, что совершение ответственных дел, само развитие общества зависит и от него лично», — процитировал Керимов.

Цитирование подхватил Юрий Вишневский, тема выступления которого формулировалась так: «Знаем ли мы молодёжь, которую воспитываем?».

— В одной из своих первых речей Андропов, только вставший во главе СССР, сказал: «Мы ещё в должной мере не изучили общество, в котором живём и трудимся». Тогда подобные слова первого лица страны вызвали удивление — они противоречили общепринятому мнению, что общество так называемого развитого социализма отлично изучено, — начал он. — Однако, не зная социума, с которым предстоит работать, нельзя организовать эту работу. Мы много лет ведём мониторинг студенчества Свердловской области. Полученные данные позволяют корректировать всю воспитательную работу, помочь всем, кто занимается с молодёжью, получить её более чёткий и ясный портрет, разобраться в её интересах и идеалах.

«Знаем ли мы молодёжь, которую воспитываем?» — спрашивает Юрий ВИШНЕВСКИЙ. Фото: Мария КОНОВАЛОВА.

То, что молодые россияне ориентированы на потребительство и развлечения — общее место, об этом говорится годами, и на эти речи почти никто живо и заинтересованно не реагирует. Вишневский на основе бесед со студентами уверен, что это не трагический диагноз для нашего общества и всё поправимо — достаточно старшему поколению приложить необходимые усилия.

— Выпускники школ не проявляют гражданской активности? А мы что-то делаем для того, чтобы они её проявляли? — рассуждал профессор.

— Молодые люди живут в тех условиях, которые мы, старшее поколение, для их развития создаём, отражают влияние, которое мы на них оказываем. Я как-то сказал студентам: «Ребята, почему вы такие сегодня?» Они мне: «А кто спросил наше поколение, когда разрушали Советский Союз?» Некоторые студенты порой проявляют очень глубокое понимание всех этих процессов. К примеру, сегодня память о Великой Отечественной войне стирается, её живых участников осталось очень мало. Нужна ли молодым людям эта память? Наш опрос 2005 года показал, что на тезис «Война была давно, знать о ней мне неинтересно» ответили «нет» более 90% студентов. В 2010 году не согласившихся с этим постулатом было около 80%, в 2015-м, в год 70-летия Победы, их, видимо, будет ещё меньше. С одной стороны, это закономерно в силу того, что наше славное историческое прошлое порой подаётся не очень правильно, и особенно много дезинформации идёт о Великой Отечественной. Но ведь патриотические чувства не должны и не могут ограничиваться гордостью за подвиги предков, должен быть и современный патриотизм. Можно вновь прислушаться к словам Андропова: «Обращение к историческому прошлому важно не тем, чтобы ещё раз вспомнить, а тем, чтобы на историческом опыте ещё раз учиться решать задачи сегодняшнего дня». Мне представляется, что мы недорабатываем в плане знакомства молодёжи с историческим прошлым и ещё больше недорабатываем в формировании современного патриотизма. А это патриотизм гражданина, испытывающего ответственность за настоящее и будущее России, способствующего как высококвалифицированный профессионал её развитию, укреплению её безопасности и благополучия. А поскольку студенты готовятся стать такими профессионалами, безопасность государства неотделима от ответственности молодёжи.

Доцент кафедры социологии и СТУ Артак АЙВАЗЯН поднял тему проблем и перспектив гражданско-патриотического воспитания молодёжи. Он провёл исторический экскурс в советские времена, когда это для тогдашних идеологов и руководства страны было одним из важнейших направлений. Он вспомнил 1990-е годы, когда патриотическое воспитание не интересовало верхушку страны, и им занимались отдельные организации на местах, в основном военные и поисковые клубы, а вся патриотическая риторика сводилась к ультранационалистической.

Артак АЙВАЗЯН рассуждает о проблемах патриотического воспитания. Фото: Мария КОНОВАЛОВА.

— Это было огромной ошибкой — лжезападные, лжедемократические ценности разрушили общество, — отметил он. — Сегодня же существует государственная программа гражданского патриотического воспитания, её реализуют многие органы власти, ведомственные учреждения, общественные организации. Но проблема состоит в том, что между этими структурами нет взаимодействия. Каждая из них функционирует хорошо, но друг о друге они не знают. Они не информируют друг друга о своём опыте и эффективности действий. Содержание патриотического воспитания в целом понятно — это допризывная подготовка, развитие толерантности, укрепление межэтнических отношений, профилактика экстремизма. Но когда анализируются особенности разных направлений, порой кажется, что они противоречат друг другу. Сегодня нет единого понимания патриотизма. И нет понимания того, что категории молодёжи отличаются друг от друга в том числе и в патриотических представлениях. Данные соцопросов показывают, что, например, между студенчеством и рабочей молодёжью в этом плане огромная разница — у рабочей молодёжи уровень патриотизма гораздо выше. Тем не менее у нас в стране преобладает универсальный характер мероприятий по патриотическому воспитанию для разных групп и категорий молодёжи.

Айвазян подчеркнул, что работа по патриотическому воспитанию сегодня оценивается главным образом количественно, исходя из того, сколько человек побывало на каком-либо мероприятии. А необходима качественная оценка, получить которую поможет постоянный мониторинг настроений молодёжи.

— Есть риск перехода от патриотизма к национал-шовинизму, а от воззрений гражданина мира — к антипатриотизму, — предупреждал он. — Дифференцированный мониторинг для разных групп молодёжи помог бы снизить эту опасность. А обмен опытом между организациями, занимающимися патриотическим воспитанием, послужил бы улучшению их работы. На мой взгляд, назрела необходимость создать научно-методическую лабораторию, которая обобщала бы этот опыт, развивала разные методики и технологии воспитательного процесса, систематизировала исследования в этой области.

На форуме шла речь и о собственно безопасности государства. Так, доктор политических наук Наталья КОМЛЕВА поведала о сегодняшних геополитических проблемах России. Из её выступления следовало, что наша страна стала сегодня основной мишенью так называемой сетевой войны — то есть тотального разрушения всех базовых характеристик и традиционных ценностей общества, проходящего преимущественно в скрытой форме. А доцент Уральского юридического института МВД России Павел СУСЛОНОВ рассказал о тенденциях и проблемах противодействия экстремизму в нашей стране.

Ещё одной данью 100-летнему юбилею Юрия Андропова стал показ фрагментов кинофильмов о его жизни и деятельности.

Но главный акцент на форуме был сделан на патриотическом воспитании. Этой теме был посвящён круглый стол, на котором представители разных учебных заведений и прочих организаций из городов Уральского федерального округа обменивались опытом.

Цель этих воспитательных исследований — студенты — остались форумом довольны.

— Мы слушали с огромным интересом, — признались второкурсницы Алина МОСКОВИТОВА и Снежана КРАСНОГЛАЗОВА, обучающиеся в УрФУ организации работы с молодёжью. — Мы хотели узнать сегодняшнее состояние патриотической образованности молодёжи, понять, насколько развита эта тема у нас в стране, как организована работа по патриотическому воспитанию. По своему опыту мы можем сказать, что результаты такой работы не очень видны. Надеемся, мы сумеем с пользой применить новые знания.

erid: erid: