В Музее истории Екатеринбурга (ул. Карла Либкнехта, 26) приготовили «уральское блюдо» с модным вкусом. Выставка под названием «Укус моды» с 27 ноября повествует об истории моды, присущей горожанам, от времён ручного шитья с конца XVIII века до появления Домов моды.
Шляпки, платья, развешанные на плечиках, модные когда-то сапожки, вышитые сумочки, флаконы духов за стеклянными витринам — весь музейный зал стилизован под модный салон. Экскурсию провела главный хранитель и куратор экспозиции Наталья БОРОВИКОВА.
— Выставка — возможность показать, как формировались советская и российская мода, с чем была связана, кто оказал влияние, — пояснила Наталья. — Люди создавали одежду, начиная с каменного века, и шкуры диких животных спустя тысячелетия сменили меховые манто…
В музее собрана городская коллекция — все вещи на экспозицию были переданы в дар екатеринбургскими семьями, кому-то удалось сохранить даже крестьянский костюм. В витринах тематической экспозиции находятся старинные атрибуты быта, посуда, заварочные чайники и даже чугунные утюги — продукция уральских заводов, среди них есть крошечный утюг № 1 — он был предназначен для разглаживания кружев. В минувшие века кружева и вышивка были исключительно ручной работы.
Есть небольшая коллекция прялок и швеек. Выставлена одна из первых швейных машинок, сконструированная Элиасом ХОУ в Америке в 1845 году, представлены популярные европейские Zinger, на которых изображён вертикальный челнок, и советская машинка «Подольск», есть даже цельнолитая машинка из металла. Во второй половине XIX века придумали и вышивальные машинки.
С развитием технологий повысились возможности портних. В XIX веке для удобства создания одежды они стали использовать манекены. В зале есть фото Надежды ЯНЧЕНКО — на ВИЗе была её швейная мастерская. У этой мастерицы имелся специальный раскладной чемодан, с которым она ездила за кружевами в Ригу, Москву. Считается, что мода появилась в Европе, но, двигаясь по зарубежным тенденциям, Россия сохраняла самобытные элементы стиля.
На одном из манекенов надето нарядное платье, которое принадлежало женщине из семьи РЯЗАНОВЫХ (напомним, что Меркурий Рязанов — первый городской голова Екатеринбурга). Платье с завышенной талией характерно для эпохи модерн. Выставленный экземпляр из атласного шёлка отличается машинной вышивкой по тюлю. В таком наряде выходила в свет купеческая дочь. Платье можно сравнить с повседневной одеждой горожанки — простой костюм с модными шалью и ботинками. На другом манекене — укороченное бежевое платье свободного кроя в стиле модерн, с минимумом украшений, характерное для 1920-х годов.
Есть платье, привезённое с войны девушкой-радисткой. Её звали Ольга Григорьевна БОРОВИКОВА. На 9 Мая, чтобы отпраздновать День Победы, ребята принесли ей из Кёнигсбергского замка шёлковое платье кораллового цвета, которое сохранила её дочь.
Заслуживает отдельного внимания щегольской белый летний мужской костюм, такие шили из чесучи или хлопка. В детской моде популярными были ткани с героями русских сказок, сказок Шарля ПЕРРО и братьев ГРИММ.
Выставлена и обувь. До войны были популярны мужские и женские бурки, в основном принадлежавшие должностным лицам, и чиновники носили их показательно. Существовала и мода на резиновую обувь. К примеру, непромокающие ботинки можно было надеть как чехлы на туфли с каблуком и переобуться, придя на вечернюю премьеру в театр.
Конечно, в витринах представлены аксессуары, они датированы XIX — началом XX века. Есть косметический набор из серии первых в истории — ноу-хау парфюмера БРОКАРА. Сохранились плечики для костюмов из екатеринбургских магазинов, шляпные коробки. Редкий экспонат — флакон от мужского одеколона «Северный». Существует версия, что эскиз стеклянного бутылька в форме ледяного айсберга с медведем на крышечке был выполнен МАЛЕВИЧЕМ.
В 1950-е годы крепла дружба с Китаем, и на прилавках появились товары азиатского производства — текстильные изделия компании «Дружба». 1961-й год — время освоения космоса, появилась даже ультрамодная синтетическая ткань «космос» — из неё, к примеру, сшит пыльник. В экспозиции представлен комбинезон космонавта ЛАЗАРЕВА (уроженец нашей области).
Инженеры на модной волне создали пылесосы «Сатурн» и «Ракета».
«Мода — явление социальное», — уверена Наталья Боровикова, и проявляется в разных сферах повседневной жизни.
В 1960—70-е годы люди стали привозить костюмы из-за границы. На проспекте Ленина появился Свердловский Дом моделей (но исчез в 1990-е годы). Модные журналы, архивы, эскизы, выкройки также включены в коллекцию; о свердловских моделях, выступивших на международном показе, рассказывает немецкий журнал.
Модельер Татьяна КОЛПАКОВА прежде работала моделью, несколько лет возглавляла Свердловский модный дом. Она отметила, что в Екатеринбурге нет музеев по истории моды, и в этом уникальность представленной коллекции, а всё, что размещено здесь — произведения искусства.
«Мода украшает нашу жизнь», — говорит Татьяна.
В выставочном зале накрыт стилизованный стол, на тарелках поданы… туфли — символичное представление вкуса разных поколений. Церемонию открытия выставки посетили ценители моды, местные дизайнеры, а также зарубежные гости, в том числе из Италии, Америки и даже французского дома моды. Выставка «Укус моды» будет представлена до начала марта.