Не забыть о героях, цене и уроках » новости Екатеринбурга и УрФО

Не забыть о героях, цене и уроках

17-01-2015, 08:00
Не забыть о героях, цене и уроках
Фото:

Семьдесят лет — отрезок времени весьма относительный. Для возраста человека это уже закат жизни. Для истории человечества — краткий миг. В ядерной физике — период полураспада урана. В легендах древности семь десятилетий — судьбоносный рубеж: именно столько, к примеру, длился известный из Библии «вавилонский плен».

В мае этого года мы празднуем 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. И отдавая дань памяти погибшим героям, чествуя ещё живущих ветеранов войны, снимая фильмы о событиях 1941—1945 годов, защищая кандидатские и докторские диссертации, зажигая Вечные огни у памятников, в этот знаковый юбилей самое время понять: что для нас Победа? Какие уроки мы извлекли из противостояния с фашизмом? Не «замылили» ли память об этой величайшей трагедии ХХ века, не утопили ли в официальных славословиях, не променяли ли бесценный дар жизни, ради которого наши дедушки и бабушки проливали кровь на полях сражений, на ерунду? А самое главное — не стала ли за эти десятилетия сама тема войны чем-то вроде (опять приходит на ум библейская аналогия) «ковчега завета»: чего-то настолько сакрального, что его нельзя ни тронуть всуе, ни изучить толком?

В прошлом году администрация города приняла решение за счёт горбюджета реставрировать Широкореченский мемориал памяти солдат и офицеров Красной Армии, умерших от ран в госпиталях Свердловска в годы войны. В рамках реставрационных работ на площадке мемориала не только появится Вечный огонь и будут обновлены гранитные плиты и пилоны с фамилиями солдат и офицеров, похороненных на Широкореченском кладбище, но и смонтирована композиция из шести рельефов, посвящённых ключевым битвам 1941—1945 годов. По задумке авторского коллектива во главе с гендиректором Екатеринбургского художественного фонда Сергеем ТИТЛИНОВЫМ композиция «Вехи Великой войны» должна стать чем-то вроде бронзового «учебника» истории и литературы. В структуру каждого из фрагментов «Вех» авторы «впаяли» настоящие военные артефакты. Например, в рельеф «Блокада Ленинграда» — легендарные «125 блокадных грамм» хлеба, в «Сталинградскую битву» — осколки немецких мин и кирпичи из разрушенной артобстрелами «мельницы Грудинина», в «Освобождение Европы от нацизма» — самодельную детскую куклу из Варшавского гетто. А героями каждого бронзового «полотна» — кроме безымянных солдат и военной техники противоборствующих сторон — выступают и вполне исторические личности: композитор Дмитрий ШОСТАКОВИЧ, историк Дмитрий ЛИХАЧЁВ, писатели Даниил ГРАНИН и Ольга БЕРГГОЛЬЦ, генералы ЧУЙКОВ и РОДИМЦЕВ, матрос Михаил ПАНИКАХА…

Зачем такая дотошность и скрупулёзность, спросите? Но ведь спроси современного тинейджера — ему все эти имена не говорят практически ничего. Как и имя Тани САВИЧЕВОЙ, страницы блокадного дневника которой тоже будут воспроизведены на барельефах. Конечно, заставлять всё это учить наизусть чуть ли не насильно, как это делали в советское время, — тоже тупиковый путь. Добились тогда обратного результата: к памяти войны стали относиться равнодушно и цинично. К тому же привело стремление всё «заглянцевать» — умолчания и ложь породили огромное недоверие, зато любой «чернухе» стали верить без предъявления доказательств.

«Никто не забыт и ничто не забыто» — звучит вроде бы банально: никто и ничто, а как иначе-то? Но на самом деле добиться этого не так уж легко. Современные европейцы не возражают, когда им говорят о «вторжении Советов в Германию». Польские политики забыли, что Освенцим освобождали в апреле 1945 года части 1-го Украинского фронта, а вовсе не бравые вояки американского генерала Джорджа ПАТТОНА. А многие японцы искренне убеждены, что атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки сбросили… русские.

Популярный российский телеканал задаёт зрителям вопрос: что бы они сделали, окажись на месте СТАЛИНА, — приказали бы оборонять Ленинград или сдали бы, чтобы сберечь множество жизней? И сама конструкция вопроса намекает: сдача города была бы актом гуманизма по отношению к его жителям. Более чем вероятно, что молодые журналисты ничего не знают о том, что творилось на оккупированных территориях и в лагерях военнопленных. А в другой телепрограмме две гламурные барышни на вопрос «Что такое холокост?» отвечают: «Моющее средство». Впрочем, чему удивляться, если известный кинорежиссёр и сын кинорежиссёра великого, снимая фильм о Сталинграде, считает нужным вставить туда сюжетную линию любви горожанки к немецкому офицеру. И потом оправдывается: иначе бы зритель не пошёл. А так хоть будет знать примерно, что там, в Сталинграде, было…

Чтобы память жила, нужно прилагать усилия. Повторять, читать, говорить. И слушать тех, кто прошёл войну самолично. Слушать, убеждаясь, что в книгах есть далеко не всё и каждая крупица памяти бесценна. В преддверии 70-летнего юбилея Победы на страницах «Вечёрки» стартовал проект «Герои живут рядом», посвящённый ныне живущим среди нас участникам Великой Отечественной войны. Их воспоминания будут записаны и пересказаны самыми юными екатеринбуржцами.

Спросить ветеранов, услышать их… позаботиться о них. У нас остаются последние шансы к этому. На всю нашу четырёхмиллионную область осталось тысячи четыре-пять участников войны. В этом смысле время, увы, непобедимо…

erid: erid: