«Вкусный» блокадник Георгий Джус » новости Екатеринбурга и УрФО

«Вкусный» блокадник Георгий Джус

29-04-2015, 08:00
«Вкусный» блокадник Георгий Джус
Фото:

Георгий Дмитриевич появился на пороге редакции и тут же начал шутить:

— Я парень образца выпуска 1935 года. И хоть недавно у меня выпал последний зуб, но вкус к жизни не потерял. Фамилия обязывает. «Джус» — означает сок. Вкусный напиток. А словечко иностранное досталось от прадедов-механиков, которых Петр I выписал в Россию для налаживания разных производств.

Георгий ДЖУС и родился в городе, заложенном великим российским императором, — Санкт-Петербурге. Правда, как оно на самом деле было, в своём раннем детстве Георгий, разумеется, не знал. Он считал себя ленинградцем и жил в доме с глухим двором, которые так привычны для северной столицы. Отец трудился на заводе, мама служила бухгалтером. Обычная семья…

Всё изменилось 22 июня 1941 года. Разделилось на «до» и «после».

— Перед войной многие ленинградцы старались снять дачи за городом — чистый воздух, свежие деревенские продукты. Вот и мы с бабушкой жили недалеко от небольшого военного городка. Рядом — станция, на которой был установлен репродуктор. В воскресенье, 22 июня, вокруг него собралась толпа людей, чтобы прослушать важное правительственное сообщение… Война! Какая тут началась суматоха! Все люди куда-то побежали, начала двигаться техника, танки…

Считалось, что Ленинград хорошо защищён. Но немцы очень быстро достигли города. Хотя в первое время бомбёжек не было. Как не было и массовой эвакуации: отсутствовал транспорт и возможность накормить людей в дороге. Правда, по опыту Лондона пытались спасти детей, вывезти их в безопасные районы. Почти все такие эшелоны были разбомблены и до мест назначения не добрались.

Семья Джусов приняла решение остаться. Отец был мобилизован для обороны Ленинграда. Погиб. Их артиллерийский расчёт разнесло так, что и хоронить было нечего.

— После войны я узнал, что с предприятия, где работал отец, в то время было мобилизовано 300 человек. Вернулось трое…

Как семья погибшего военнослужащего, Джусы получали паёк. Однако этого было явно недостаточно. Георгий Джус рассказывает, что самыми сметливыми оказались люди, пережившие гражданскую войну и революцию. Они сразу стали запасать продукты. Но для большинства самым настоящим лакомством стала хряпа — капустные кочерыжки с несколькими грубыми нижними листьями.

В начале февраля 1943 года их с матерью, полумёртвых дистрофиков, смогли, наконец, вывезти в глубокий тыл. Местные называли ленинградцев «выковоренные». А они старались побыстрее разбить собственный огородик и отправлялись ловить сусликов — мясо, как у кроликов. Голод не отпускал долго.

Георгий Джус закончил школу с медалью. В Ленинград приехал продолжать учёбу — здесь давали общежитие. В их квартире давным-давно жили чужие люди. После окончания учёбы был распределён в Свердловск на одно из крупных предприятий, выпускающих оборонную продукцию. Конструировал ракеты, недаром носит «вкусную фамилию», которая со времен Петра пошла от дельных мастеровых.

— Есть у меня свои жизненные принципы, — делится опытом Георгий Дмитриевич. — Не злиться, ни о чём не беспокоиться, довольствоваться тем, что есть. А главное — верить: всё, что делается, только к лучшему. Тогда можно жить не только долго, но и счастливо.

erid: erid: