Перепрошивка мозга » новости Екатеринбурга и УрФО

Перепрошивка мозга

22-01-2016, 08:00
Перепрошивка мозга
Фото:

«Пам парам-пам-пам пам пам пам, пам парам-пам-пам…» — именно в таком ритме — восьмая с точкой, шестнадцатая, две восьмых и четыре четвертных доли (размер 2/4) — стучали по столу участники лекции по скорочтению. Она прошла 19 января в библиотеке им. Белинского (ул. Белинского, 15). Стучали, и притом текст читать пытались: кто-то не смог, а кто смог — прочитанное не понял. Однако именно таким способом Жанна ВОДОЛАЖСКАЯ, автор и ведущий тренинговых программ развития памяти и скорочтения, предлагает отключать в голове центр артикуляции.

— В нашем мозге существует зона Брока и зона Верника, которые отвечают за проговаривание и за понимание речи соответственно, — говорит Жанна. — Нам нужно отключить проговаривание, а понимание оставить. Учёные разработали стук-ритм, используя который, область мозга, отвечающая за проговаривание, будет временно отключаться. Стучать можно карандашом, локоть не должен лежать на столе, амплитуда большая, важны ритм и скорость.

Артикуляция сильно замедляет чтение, время уходит на микродвижения языка, гортани, губ. Смотреть в книгу, проговаривать, самого себя слушать, и только потом обрабатывать информацию — слишком долго. Если убрать проговаривание и перестать себя слушать, то мозг будет сразу обрабатывать образ из текста. За одно занятие этому не научиться — это дело нескольких месяцев, потому что с детства нас учили читать вслух, после чего мы всю жизнь артикулируем при чтении. Важно знать, что это упражнение нельзя практиковать детям до 12—13 лет — оно нарушит созревание отделов мозга, отвечающих за речь.


Ох, сколько всего ещё нужно прочесть! Фото: Антон БУЦЕНКО.

Разумеется, овладение искусством скорочтения подавлением артикуляции не заканчивается. Бывает так, что, читая какой-нибудь текст, мы доходим до какого-то момента, а потом забываем, что прочитали, и возвращаемся назад, в лучшем случае к началу предложения, и перечитываем. Это регрессия, которая крадёт массу времени. Здесь поможет установка: «У меня есть возможность прочесть текст только один раз, поэтому я должен быть максимально сконцентрирован». Казалось бы, что сложного? Но наша мысль не линейна, она постоянно улетает куда-то вдаль, особенно если текст неинтересный. В этом состоит особенность мыслительного процесса, мы не можем управлять своей мыслью в абсолютном смысле, поэтому, цепляясь за какой-нибудь образ в тексте, мы начинаем думать о чём-то другом, но глаза при этом по-прежнему бегут по строчкам. Помогут техники по концентрации внимания — перевода работы мозга на альфа-волну. Сделать это можно с помощью дыхательных техник, восточных практик в духе йоги, хобби типа вязания, рисования или каких-то иных монотонных действий, а также визуализации с закрытыми глазами.

Ещё один немаловажный момент — вертикальное чтение. Освоить его можно лишь при должном развитии периферического зрения, иначе мы пробегаем глазами всю строчку целиком. Для развития периферического зрения существует специальное упражнение: разводим руки максимально широко на уровне глаз, чтобы их не видеть. Смотрим в одну точку перед собой. Показываем себе разное количество пальцев, задача в том, чтобы увидеть пальцы, не бегая глазами. Впоследствии можно приспособиться смотреть в центр страницы и, спускаясь вниз по строкам, делать минимальные движения глазами в стороны.

— Читать быстро — ещё не всё, — добавляет Жанна, — нужно, чтобы и в голове потом что-нибудь оставалось, а значит, не следует пренебрегать и развитием памяти. При чтении лучше переживать образы всеми возможными чувствами: зрение, слух, обоняние и так далее. Запоминание будет объёмным. Для тренировок можно использовать специфическую литературу, например, книгу с рецептами приготовления еды, после чего эту привычку переносить на любой другой текст.

Скорочтение — тренировка для мозга, однако следует понимать, что оно не справляется с проблемой нехватки лексикона, всегда будут встречаться участки текста, в которых не разобраться без пристального внимания, особенно в технической литературе.

Мнение

Самая сильная память — эмоциональная

Слушатель лекции Михаил ЗЕЛЕНИН:

— У меня было завышенное самомнение по поводу своих возможностей. Я понял, что во время чтения мы действительно обращаем внимание на ненужные нам вещи. Также убедился в том, что самая сильная память — эмоциональная: что мне нравится — я запоминаю лучше, что не нравится — отторгаю.

erid: erid: