Виртуальные опыты со щёлочью » новости Екатеринбурга и УрФО

Виртуальные опыты со щёлочью

13-02-2016, 08:00
Виртуальные опыты со щёлочью
Фото:

Что будет, если к раствору гидроксида натрия добавить несколько капель лакмуса? Правильно: жидкость приобретёт насыщенный синий цвет, как и положено при соединении индикатора со щёлочью. В четверг, 11 февраля, педагоги и руководители образовательных комплексов Екатеринбурга и Нижнего Тагила вновь вспомнили азы химии. Исключение было одно, но принципиальное: лабораторную работу на тему «Важнейшие классы неорганических веществ» приглашённые гости выполняли с помощью… девайсов. То есть и пробирки, и пипетки, и бутыли с растворами были виртуальными, а действия совершались посредством нажатия на нужный предмет стилусом — специальным приспособлением для работы с сенсорным экраном. Впрочем, вы это и так прекрасно знаете. В век интенсивного развития электронных технологий сложно найти человека, который никогда бы не держал в руках смартфон, планшет, электронную книгу, а значит, и стилус. Однако в образовательных учреждениях нашего города подобные устройства стали широко применяться только в последние несколько лет. Именно девайсам был посвящён семинар, прошедший в столице Урала с участием представителей Нижнего Тагила.

Екатеринбург и Нижний Тагил. У этих городов гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Оба уральские, оба промышленные, оба крупные, оба динамично развивающиеся. Даже сейчас, когда областные власти неустанно вставляют палки в колёса, стремясь разрушить то лучшее, что позволяет региону худо-бедно держаться на плаву (единственно — за счёт областного центра и второго по величине города Свердловской области). Ещё в 2014 году на выставке «Иннопром» глава администрации Екатеринбурга Александр ЯКОБ и глава Нижнего Тагила Сергей НОСОВ подписали договор о развитии межмуниципального сотрудничества, цель которого — найти общие походы к реализации стратегических задач и обозначить пути решения имеющихся проблем. В рамках этого договора в конце прошлого года руководители строительного комплекса Екатеринбурга посетили Нижний Тагил для оценки ноу-хау мастеров, реконструировавших набережную Городского пруда и Тагильский драматический театр. А 11 февраля 2016 года мастер-класс тагильчанам давали уже екатеринбуржцы. В сфере образования.

Садик нового поколения

Программа семинара «Электронные образовательные ресурсы как средство реализации ФГОС общего образования» была рассчитана на весь день. И первой точкой познавательного маршрута стал детский сад № 395 ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА (ул. Банникова, 9). Да-да, девайсы добрались и до дошколят. По словам начальника управления образования администрации Екатеринбурга Екатерины СИБИРЦЕВОЙ, они имеются сегодня уже в 69 из 411 детских садов нашего города.

Приглашённые гости с интересом посмотрели одно из занятий по программе «Предшкола нового поколения», предполагающей использование электронного приложения. Правда, работе с девайсами была посвящена самая маленькая часть, ведь норматив для дошколят составляет всего 7 минут в день.

Всё на занятии, которое провела воспитатель Наталья ПОЕДИНКОВА, вертелось вокруг пуговиц. В том числе вполне реальных. Дети собирали пуговички с пола, пришивали их гигантские копии к бумажным пиджачкам, подсчитывали, выкладывая напротив каждого кругляшка палочку…

Задания на девайсах частично дублировали уже предложенные. В частности, там тоже требовалось соединить пуговки с палочками. Правда, уже с помощью стилуса. Смена зон деятельности не давала малышам заскучать, и занятие прошло, что называется, на одном дыхании.

Легче, интереснее и продуктивнее

— Наша цель — подготовить ребёнка к школе, и девайс — одно из средств достижения этой цели, — отметила на заседании круглого стола, состоявшегося после презентации программы, начальник отдела образования администрации Орджоникидзевского района Елена ЯРОВИКОВА. — Можно ли развить мелкую моторику без обычного конструктора? Конечно! Но с конструктором это будет легче, интереснее и продуктивнее. Так же и с девайсом. С ним готовить детей к школе легче, интереснее и продуктивнее.

Начальник управления образования администрации Нижнего Тагила Игорь ЮРЛОВ поинтересовался отношением родителей к использованию малышами подобных устройств. «У нас даже электронные дневники вызывают у некоторых семей неприятие», — сказал он.

Екатерина СИБИРЦЕВА и Игорь ЮРЛОВ обсудили проблемы внедрения электронных образовательных ресурсов. Фото: Надежда БАЯНДИНА.

Однако представители принимающей стороны заверили, что с откровенно негативным отношением родителей к новым формам обучения пока не сталкивались. Напротив, некоторые из них, увидев эти устройства в работе, высказывали пожелание приобрести такие же для эксплуатации в домашних условиях. А в одном из садиков родители сами скинулись на покупку девайсов для учреждения! Хотя это, конечно, недешёвое удовольствие. К минусам гаджетов начальник районо отнесла также длительную подзарядку, быстро гаснущий экран и общее для всех технических устройств свойство ломаться… Но есть один плюс, который перекрывает все минусы: детям нравится!

Палочка-выручалочка для аллергиков

Знакомство с электронными образовательными ресурсами продолжилось в школе № 68 (ул. Кировградская, 40а). Замдиректора по ИКТ Михаил ВОРОБЬЁВ напомнил присутствующим китайскую пословицу: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай попробовать, и я научусь» — и предложил, соответственно, «услышать, увидеть и попробовать». Каждый участник семинара получил по такому случаю девайс.


Лабораторные работы на девайсах могут выполнять даже аллергики и дети, находящиеся на домашнем обучении. Фото: Надежда БАЯНДИНА.

— Это электронное устройство индивидуального доступа, которое открывается по принципу обычной книги, — вводил в курс дела Михаил Владимирович. — Левая сторона используется как электронная книга, а правая — как планшет: для работы с интерактивными материалами. 

Ещё несколько вводных инструкций — и можно приступать к лабораторной работе по химии.

Впечатления у собравшихся были смешанные. С одной стороны, использование девайсов однозначно расширяет границы обычного урока: в частности, сразу после лабораторной работы устройство предложило новоявленным «ученикам» выполнить тест. С другой стороны, не хотелось бы отказываться от, что называется, «живых» опытов. Впрочем, отказываться от них никто не призывает. Представители школ, имеющих в своём распоряжении подобные устройства, заверили, что реальные лабораторные работы проводятся ничуть не реже, чем виртуальные. Просто девайсы позволяют экспериментировать с веществами всем детям: и тем, кто страдает аллергией, и тем, кто находится на домашнем обучении. Для них подобные устройства — настоящая палочка-выручалочка!

С каждым годом школ, применяющих в процессе обучения девайсы, становится больше. А вот системы электронных дневников и электронных журналов используются сегодня во всех учреждениях.

— В 2016 году планируется объединить все системы электронных журналов образовательных организаций, что позволит проводить мониторинг успеваемости учащихся в режиме реального времени по городу в целом и по каждой конкретной школе, — сообщила Екатерина Сибирцева и добавила, что необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов продиктована требованиями федерального государственного образовательного стандарта, хотя, конечно, хорошего учителя не заменит ни один девайс.

В завершение семинара начальник нижнетагильского управления образования поблагодарил коллег за интересный опыт.

— Межмуниципальное взаимодействие между Екатеринбургом и Нижним Тагилом, в том числе в сфере образования, совсем не случайно: всё-таки основная доля учащихся и педагогических работников сосредоточена на Урале в этих двух городах. У нас, правда, девайсы пока не имеют столь широкого хождения. Екатеринбург оснащён в этом плане намного лучше. Вообще, мы испытываем большую гордость за ваш город, в котором для детей создаются прекрасные условия, — признался Игорь Юрлов и пригласил коллег с ответным визитом в Нижний Тагил. — Нам, конечно, будет очень сложно вас удивить, но мы постараемся!

erid: erid: