Дирижёр кинозвука: инженер и художник » новости Екатеринбурга и УрФО

Дирижёр кинозвука: инженер и художник

28-12-2011, 08:00
Дирижёр кинозвука: инженер и художник
Фото:

В Доме кино (ул. Луначарского, 137) прошёл вечер памяти звукорежиссёра Свердловской киностудии, заслуженного работника культуры РФ, отличника кинематографии СССР Евгения ЗАТУЛОВСКОГО (1934—2008).

Более 80 лет назад— 5 октября 1929 года — в Ленинграде открылся первый в СССР звуковой кинотеатр. Появление звука в кино равносильно самому рождению кинематографа. Известный венгерский киновед Бела БАЛАШ отмечал: «Немое кино открыло оптический мир, звуковое кино — акустический мир… Наш акустический язык гораздо богаче, чем язык красок и света…» Тогда же и появилась новая творческая профессия в кино — звукооператор. Сейчас говорят — звукорежиссёр, это точнее.

Для меня лично эта профессия и теперь, спустя годы работы в кино, остаётся загадочной, в ней сокрыта какая-то тайна. Хотя внешне вроде бы всё ясно. Как в профессии дирижёра. С одной стороны, звукорежиссёр должен обладать глубокими инженерными знаниями. Стоит только взглянуть на пульт звукорежиссёра, и поразишься: сколько тут всяких кнопочек, ручечек, лампочек! С другой стороны, ему необходимо хорошо разбираться в особенностях человеческого голоса, обладать музыкальным слухом, иметь тонкий художественный вкус, знать музыкальную литературу. И, конечно, высоким должен быть общекультурный уровень специалиста, работающего в этой профессии. Здесь многое строится на нюансах, на так называемом «чуть-чуть». Высококлассным специалистом своего дела был звукорежиссёр Свердловской киностудии Евгений Матвеевич Затуловский.

Военное детство его прошло в родном Смоленске. Довелось пережить и немецкую оккупацию. Бывало всякое. Однажды мальчика едва не расстрелял патруль оккупантов, но бабушка спасла… Бабушка и мама учили грамоте, ведь два первых школьных класса пришлось пропустить, а после войны пошёл сразу в 3-й класс. В 1957-м Евгений Затуловский окончил знаменитый ЛИКИ — Ленинградский институт киноинженеров. Год поработал на радиозаводе, и потянуло в кино. Более 40 лет своей творческой жизни, с 1958 года, Евгений Матвеевич посвятил нашей киностудии.

Он с самого начала выбрал научно-популярное кино. И остался ему верен до конца. Выбранный жанр соответствовал характеру. Затуловский был человеком точным, дисциплинированным, с аналитическим складом ума.

В его творческом списке не один десяток фильмов на разные темы. Вот только несколько из них. Научно-популярный фильм «Написанное остаётся. Этюды о бумаге» (режиссёр Семён БРУСКИН, 1970) выдержан в классических традициях жанра и рассказывает об истории бумаги. Всё чётко, ясно, убедительно. И звучание дикторского комментария, и музыкальное оформление, и другие «звуковые компоненты» сочетаются с изображением и друг с другом органично, как краски на холсте художника. Познавательная картина о культуре и традициях уральских староверов «Тропа староверов» (автор сценария и режиссёр Аркадий МОРОЗОВ, 1995) отличается сознательной и продуманной аскетичностью звуковой палитры. Практически нет музыки. Она и не нужна. Здесь музыкой звучат шумы — природные, бытовые. Комментарий автора фильма в прекрасной записи Затуловского звучит особенно доверительно. А вот в «Кудесниках металла» играют и симфонический, и духовой оркестры, «играют» природа и завод, «солирует» великолепный авторский текст сценариста Леонида ГУРЕВИЧА. В звуковой палитре картины о мастерах каслинского литья (режиссёры Вера ВОЛЯНСКАЯ, Леонид РЫМАРЕНКО, 1973) переплетается множество «красок». И всем этим виртуозно управлял дирижёр кинозвука Евгений Затуловский…

erid: erid: