Моряку без чувства юмора не обойтись » новости Екатеринбурга и УрФО

Моряку без чувства юмора не обойтись

29-07-2016, 13:40
Моряку без чувства юмора не обойтись
Фото:

К Дню Военно-Морского Флота, который мы будем праздновать в воскресенье, 31 июля, в микрорайоне Академический будет открыт памятник воинскому братству. Будет в нём и фигура моряка. Накануне праздника мы беседуем, наверно, с самым известным и уважаемым в Екатеринбурге представителем флота, капитаном I ранга Игорем БРИТАНОВЫМ.

— Игорь Анатольевич, известно, что это будет фигура капитана. Каким должен быть капитан на флоте?

— Капитан — это на гражданских судах. Он занимается судовождением. У военных есть командир корабля. И выдумывать, каким он должен быть, не нужно — вот посмотрите Корабельный устав (берёт со стола довольно толстую книжку и начинает листать). Обязанности командира в походе и на базе занимают здесь 25 страниц. И командир должен знать их наизусть, потому что он не только занимается судовождением, но отвечает за сохранность и применение оружия на корабле, будь то подводный крейсер с ядерными ракетами или надводный небольшой торпедный катер. Его задача — организовать обучение не только моряков, но и офицеров, без этого невозможен их дальнейший кадровый рост.

Я знал много командиров кораблей. Конечно, это очень разные по характеру и темпераменту люди. Были горлопаны: начнёт кричать, сам заводится, и уже не остановишь, но и были молчуны, внешне флегматичные. Однако должность накладывает отпечаток на характер — если командование назначило офицера руководить кораблём, значит, он этого достоин, значит, офицер дельный и знающий. Командир корабля — должность государственная, он представитель государства на своём корабле, в военное время у него огромные права, вплоть до председателя трибунала.

— Бытует мнение, что моряки — это отдельная каста, и во многом потомственная. Это правда?

— И да, и нет. Мне было 5 лет, когда отец взял меня на корабль в поход. Случилось так, что не с кем было ребёнка оставить. Когда с детства на море, когда близкие тебе люди все сплошь военные моряки, выбор профессии очевиден. Тем более что морская служба — она особая. От тебя лично, будь ты командир или просто рядовой матрос, зависят боеспособность всего корабля и жизнь всего экипажа. Нет спины, за которую ты можешь спрятаться на боевом посту или на вахте. Никто через железную переборку не придёт к тебе на помощь, не сможет подсказать или поправить ошибку. Ответственность, дисциплина и знание специальности каждым членом экипажа — залог успешного выполнения поставленных задач, а в ряде случаев и просто сохранение жизни людей. Не зря же говорят, что экипаж — это одна семья. Это не какие-то красивые слова, именно так и есть, поэтому даже отслужившие срочную службу моряки настолько сплачиваются, что затем находят друг друга чуть ли не в разных концах страны, списываются, в гости ездят друг к другу.

И возвращаясь к должности командира корабля, скажу, что он должен понимать службу каждого матроса на корабле. Право самостоятельного управления подводной лодкой я получал полтора года. Это знание служебной документации и регламентов, устройства и принципов работы механизмов, приборов и оружия корабля, кораблевождение, снабжение… И в каждой службе — экзамен. Затем оформляется представление командира дивизии, затем документы уходят в штаб флота. Поэтому офицер должен очень хотеть стать командиром, иметь знания и пройти ступеньки служебной лестницы. Если ты потомственный моряк — тебе это сделать много легче.

— Как вы сравниваете бытовую обеспеченность службы раньше и сейчас?

— Скажу за себя, потому что жил в закрытом городе. Во времена СССР служить было престижно — офицеры достойно зарабатывали, жильё быстро строилось, снабжение было хорошее, даже в тот период, когда в крупных городах полки магазинов начали пустеть. Затем флот оказался в каком-то периоде разрухи. Не просто так Екатеринбург и Свердловская область взяли в подшефные два подводных ракетных крейсера — «Екатеринбург» и «Верхотурье». По всей области ездили, собирали стройматериалы на ремонт казармы, оргтехнику. Скажу, что в период, когда у нас тут уже почти повсеместно начали появляться компьютеры, там документы оформляли на обычной печатной машинке. Сейчас идёт возрождение флота, но осталось с тех времён несколько негативных моментов. В удалённых гарнизонах главный очаг культуры — это Дом офицеров флота. Там и фильмы, и концерты, и детские кружки, там жизнь всегда кипела. В своё время эти объекты признали как невоенные, в результате — сильно запустили, а они нужны. И второе, может быть, более важное: был резко сокращён набор в военно-морские училища. В результате прервались династии, и сегодня существует на флоте определённый кадровый голод.

Правда, переход на контрактную систему службы несколько поправил ситуацию. Жаль только, что отремонтированная нами казарма теперь мало востребована.

— Вы сказали про небольшие гарнизоны, а как там праздники встречают?

— Каждый корабль — семья. На праздники обычно собирались офицеры с семьями, с детьми. И никогда не было скучно — чувство юмора для моряка просто ничем не заменить. В тот год, когда я принимал под командование лодку, две трети года — походы, а на берегу — боевое дежурство. Представьте, что несколько месяцев вокруг вас одни и те же люди, со своими слабостями, хитростями, честно скажем — даже страхами. И ты должен всё время поддерживать их работоспособность, боеспособность. Ты должен их учить и наказывать, но не унижая, не обижая. Тут без чувства юмора, шутки, розыгрыша не обойтись.

— Что, как председатель Уральского военно-морского Союза, пожелаете морскому братству в День ВМФ?

— Часто вижу, что моряки узнают друг друга издалека по наклейкам на машинах, просто в лицо знают. Всем пожелаю здоровья. А ещё — дисциплины, потому что без неё ни в каком деле успеха не будет. Тем, кто собирается идти служить на флот или уже служит, пожелаю учиться специальности, учиться постоянно. И всем пожелаю хранить память о флоте, о море и о товарищах.

erid: erid: