Чем доступнее среда, тем «равнее» дети » новости Екатеринбурга и УрФО

Чем доступнее среда, тем «равнее» дети

14-09-2016, 16:52
Чем доступнее среда, тем «равнее» дети
Фото:

Перед нами — не совсем обычная интерактивная доска. На ней — расписание занятий в школе № 62 (ул. Большакова, 18), сделанное специально для учеников с ограничениями по здоровью. Проще говоря, для детей-инвалидов, обучающихся в этой школе наравне с обычными ребятами. По словам директора школы Жанны АРБАНОВОЙ, здесь всё сделано для максимального удобства таких ребят: лифт на крыльце, распашной турникет, раскладные поручни и пандусы в туалете, а самое главное — адаптированная под «особенных» учебная программа. Стоит такой апгрейд ни много ни мало 2 млн. рублей, но это тот самый случай, когда затраты в прямом смысле слова окупаются. Ведь с малолетства включенный в активную жизнь инвалид сможет впоследствии куда легче получить высшее образование и трудоустроиться.

Впрочем, «шестьдесят вторая» — не единственная в Екатеринбурге школа такого рода. Как сообщила корреспонденту ВЕ в среду в ходе пресс-тура по школам № 62 и 132 и. о. начальника отдела дошкольного, общего, дополнительного образования управления образования администрации города Алла СЛЕСАРЕВА, на данный момент в каждом районе столицы Урала есть хотя бы одно общеобразовательное учреждение, где реализуется федеральная государственная программа «Доступная среда», направленная на обучение и социальную адаптацию «маломобильных» детей. Всего же в Екатеринбурге проходят те или иные формы обучения 1 950 детей с ограниченными возможностями.


Евгений ДОЛГОВ каждое утро подает этот лифт «особым» ученикам. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.

Охранник Евгений ДОЛГОВ — первый, кто встречает на крыльце школы № 62 так называемых маломобильных учеников. Если отбросить политкорректность — это дети, которые из-за тяжёлых заболеваний опорно-двигательного аппарата не могут передвигаться иначе, чем в инвалидной коляске. Можно, конечно, сделать на крыльце пандус, но это не каждой школе по карману. А можно установить вот такой лифт, который МАОУ СОШ № 62 приобрела специально для «особых» детей в рамках реализации государственной программы РФ «Доступная среда».

Оборудование удобное, надёжное и незаменимое для детей-инвалидов, а главное, вдвое дешевле любого пандуса. В чём и убедились своими глазами в среду журналисты и депутат Екатеринбургской городской Думы Дмитрий СЕРГИН. Не нужно мучиться с тяжёлой коляской: просто подъезжаете к крыльцу, нажимаете кнопку вызова, и охранник сам спустится к вам, погрузит вместе с коляской на лифт и, если нужно, поможет доехать до входного турникета.

Но деньги в таком деле — не самое главное. Благодаря «Доступной среде» происходит самое настоящие чудо: рушатся психологические барьеры между детьми, а инвалиды быстрее осваивают школьную программу. А заодно и освобождаются от комплексов, неизбежных при тяжёлых заболеваниях ОДА или задержке в развитии.

Например, на уроках педагогов-психологов Инны ТОМИЛОВСКОЙ и Светланы ЗАХАРОВОЙ «особые» дети занимаются вместе с «обычными» — постигая тонкости межличностной коммуникации и учась воспринимать друг друга на равных. Для нужд учеников, страдающих, к примеру, ДЦП, в кабинете есть даже специальное кресло. А если кому-то из «маломобильных» вдруг понадобится помощь в сопровождении до столовой или туалета — к их услугам штат так называемых тьютеров. По словам директора школы Жанны АРБАНОВОЙ, раньше в штатном расписании такой должности не было — тьютеры работали лишь в специализированных образовательных учреждениях. Однако для детей они — больше чем просто педагоги: как призналась тьютер школы № 62, студентка 2-го курса Уральского государственного педагогического университета Анастасия ДЖУМАБАЕВА, ученики младших классов видят в ней прежде всего друга и помощника. А для «особого» ребёнка нет ничего важнее в жизни, чем вовремя подставленное дружеское плечо.

Прямая речь

Помогая инвалидам, их сверстники становятся добрее

Депутат Екатеринбургской городской Думы Дмитрий СЕРГИН:

— Инклюзивное образование — это, безусловно, хороший шаг вперёд. Направление выбрано правильное и нужное, ведь на детей-инвалидов часто смотрят как на инопланетян. И если обычные дети будут учиться рядом с «особенными», будут помогать своим сверстникам адаптироваться в школьную жизнь — они сами в итоге станут добрее. Но предоставлять помощь такому ребёнку на каждом шагу — это, конечно, не конечная задача. Школа должна максимально сделать ещё и так, чтобы дети-инвалиды, проходя обучение, научились не только тем или иным предметам, но и самостоятельно справляться с возникающими препятствиями.

Кстати

Екатеринбург участвует в госпрограмме «Доступная среда» с 2011 года. В этом году администрация города заключила дополнительное соглашение с областным министерством общего и профессионального образования на предмет включения в программу ещё и двух детских садов — № 399 и 466. Из городского бюджета на этот проект уже выделено порядка 1,2 млрд. рублей.

erid: erid: